Веневетинов Д.В. (1805—1827) — поэт-философ. Род. в Москве, в богатой
дворянской семье; дом его матери славился в Москве как артистический салон.
Первыми опытами В. являются переводы из Вергилия и Горация. Более зрелые
произведения относятся к 1822. Тогда же В. стал посещать Московский ун-т. В 1825
он поступил в Московский архив коллегии иностранных дел, откуда в конце 1826
перевелся в Петербург. Преждевременная смерть не дала В. возможности развернуть
своих способностей, и его наследие заключает лишь несколько десятков
оригинальных и переводных поэтических произведений и несколько философских
набросков и критических статей. Значение В. в том, что он явился представителем
философского течения в рус. поэзии, как Боратынский, позднее Ф. И. Тютчев и В.
С. Соловьев. Будучи приверженцем философского идеализма Шеллинга, В. должен быть
признан первым поэтом «философского романтизма» на русской почве. Наряду с
темами романтической грусти и русской старины, значительное место в поэзии В., а
тем более в его философских рассуждениях, занимают проблемы «золотого века», к
которому «стремится история человечества», взаимоотношений философии и искусства
и, в особенности, тема поэтического призвания и служения. В стороне от этого
круга стоит тема безнадежной любви и преждевременной смерти, вызванная в
творчестве В. обстоятельствами его личной жизни и получившая в его стихах модную
в то время байроническую окраску. Фактура стиха (преимущественно четырехстопного
ямба) у В. не очень богата и мало чем выделяет его из общего ряда поэтов 20-х
гг.
Придерживаясь в области политических взглядов неопределенного
либерализма (тема «свободы» подчас мелькает в стихах В.) и отдавши дань
общественному порыву в преддекабрьские дни 1825, В. и его друзья («архивные
юноши») — кн. В. Ф. Одоевский, H. M. Рожалин, И. В. Киреевский и другие —
преимущественно интересовались проблемами философскими, разрешая их в духе
Шеллинга и ставя во главу угла «самопознание». В. был вдохновителем содружества
«любомудров», повлиявшего, по мнению некоторых исследователей, на миросозерцание
Пушкина; в кружке этом формировались мнения, легшие в основу учения
славянофилов. Когда славянофильская группа в 1826 затеяла издание журнала
«Московский Вестник», В. принял в нем самое деятельное участие. Крупнопоместный
дворянин по происхождению, воспитанию и общественной среде, В. отобразил в своих
теоретических взглядах и творчестве настроения и идеологию московского
культурного барства, переходившего, после крушения декабризма, к романтическому
прекраснодушию и славянофильскому национализму.