КОНДРАТЬЕВ, ВЯЧЕСЛАВ ЛЕОНИДОВИЧ (1920–1993), русский писатель. Родился 30
октября 1920 в Полтаве в семье инженера-путейца. С 1922 жил в Москве. В 1939
поступил в Московский автодорожный институт, был призван в армию, служил на
Дальнем Востоке. В 1942–1944 – на фронте, участвовал в тяжелых затяжных боях, в
т.ч. под Ржевом, был комиссован после ранения. Работал художником, учился в
Полиграфическом институте (факультет художественного оформления печатной
продукции).
Поддержка К.М.Симонова помогла Кондратьеву опубликовать свое
лучшее произведение – повесть Сашка (1979), сразу выдвинувшую ее автора в ряд
ведущих писателей военной тематики. По точному замечанию Симонова, «история
Сашки – это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой
трудной должности – солдатской». Очевидные автобиографические мотивы повести
насыщают и последующую прозу Кондратьева 1980-х годов, названную критикой
«ржевской» и связанную общностью времени, места (скромное и страшное, реальное и
символическое Овсянниковское поле), отдельных героев и сюжетных ходов (повести
Житье-бытье, Что было..., Дорога в Бородухино, Семежаровский тракт, рассказы
Овсянниковский овраг, Мы подвигов, увы, не совершали..., Будни, На сто пятом
километре, На станции Свободный, объединенный с двумя последними повестями общим
героем – Андреем Шергиным; Лихоборы и др.). Продолжая художественное
исследование особенно близкой Кондратьеву проблемы нравственного состояния
человека и общества в период войны, о ржевском немецком лагере для военнопленных
и мало отличающемся от него советском фильтрационном лагере рассказывает
Кондратьев в повести Борькины пути-дороги (1980), о затемненной и малолюдной
Москве 1942 и живых ростках теплого чувства, пробуждающегося в ее холодных
стенах, – в повести Отпуск по ранению (1980), о сложной жизни девушек на фронте
– в рассказах Женька и Не самый тяжкий день, о радости победы и обманутых
надеждах фронтовиков, столкнувшихся в мирной жизни уже в 1945 с молохом
бюрократического бездушия – в повести Встречи на Сретенке (1983). Ностальгия по
суровым и святым временам фронтовой юности, скорбь о погибших зачастую напрасно,
из-за равнодушия, некомпетентности, неумного рвения или хвастливой
самонадеянности отдающих приказ; мысль о величии человечности как высшего
подвига на войне пронизывает большинство произведений писателя, напряженно и
глубоко, при всей сдержанности традиционно-реалистического и «физиологической»
скрупулезности натуралистически-детального повествования, размышляющего над
судьбами страны, оправданности ее пути и ее жертв, печальной трансформацией ее
нравственного облика, синдромах социального разочарования и апатии (роман
Красные ворота, 1988, и др.). Умер Кондратьев в Москве 23 сентября 1993
(покончил жизнь самоубийством).