ХЕМИНГУЭЙ, ЭРНЕСТ МИЛЛЕР (Hemingway, Ernest Miller) (1899–1961), один из
наиболее популярных и влиятельных американских писателей 20 в., снискавший
известность в первую очередь своими романами и рассказами. Родился в Оук-Парке
(шт. Иллинойс) в семье врача. Вырос в Оук-Парке и учился в местных школах, но
обычно его имя ассоциируется с северным Мичиганом, где он проводил в детстве
летние месяцы и где разворачивается действие нескольких наиболее известных его
рассказов. В школьные годы активно занимался спортом. Окончив школу, навсегда
покинул дом и стал репортером в канзасской газете «Стар», где приобрел ценные
писательские навыки. Неоднократно пытался поступить на военную службу, но из-за
полученного в отрочестве повреждения глаза его всякий раз признавали негодным.
Хемингуэй все же попал на Первую мировую войну водителем санитарной машины
Красного Креста. В июле 1918 он получил тяжелое ранение под Фоссальта-ди-Пьяве в
Италии и впоследствии был награжден итальянской медалью. После увольнения уехал
долечиваться в Мичиган, но вскоре снова отправился в Европу иностранным
корреспондентом газеты «Торонто стар». Он поселился в Париже и там, ободряемый
Гертрудой Стайн, Э.Паундом и другими, решил стать писателем. Воспоминаниям об
этом периоде посвящена его посмертно опубликованная книга Праздник, который
всегда с тобой (A Moveable Feast, 1964). Она содержит как автобиографические
заметки, так и портреты литераторов-современников.
В нескольких ранних
рассказах Хемингуэя из его первого значительного сборника В наше время (In Our
Time, 1925) косвенно отразились воспоминания детства. Рассказы привлекли
внимание критики стоическим тоном и объективной, сдержанной манерой письма. В
следующем году увидел свет первый роман Хемингуэя И восходит солнце (The Sun
Also Rises) – окрашенный разочарованием и великолепно скомпонованный портрет
«потерянного поколения». Благодаря роману, повествующему о безнадежных и
бесцельных скитаниях группы экспатриантов по послевоенной Европе, стал расхожим
термин «потерянное поколение» (его автор – Гертруда Стайн). Столь же удачным и
столь же пессимистичным был следующий роман Прощай, оружие (A Farewell to Arms,
1929), о лейтенанте-американце, дезертирующем из итальянской армии, и его
возлюбленной-англичанке, которая умирает родами.
За первыми триумфами
последовало несколько менее заметных произведений – Смерть после полудня (Death
in the Afternoon, 1932) и Зеленые холмы Африки (Green Hills of Africa, 1935);
последняя – автобиографический и обстоятельный рассказ об охоте на крупных
животных в Африке. Смерть после полудня посвящена бою быков в Испании, в котором
автор видит скорее трагический ритуал, нежели спорт; второе произведение на ту
же тему, Опасное лето (The Dangerous Summer), было опубликовано лишь в 1985. В
романе Иметь и не иметь (To Have and Have Not, 1937), действие которого
происходит во время экономической депрессии, Хемингуэй впервые повел речь об
общественных проблемах и о возможности согласованных, коллективных действий.
Этот новый интерес привел его снова в Испанию, раздираемую гражданской войной.
Результатом длительного пребывания Хемингуэя в стране стала его единственная
большая пьеса Пятая колонна (The Fifth Column, 1938), действие которой
происходит в осажденном Мадриде, и самый длинный роман, первое после 1929
масштабное и значительное произведение, По ком звонит колокол (For Whom the Bell
Tolls, 1940). В этой книге, повествующей о трех последних днях американского
добровольца, отдавшего жизнь за республику, проводится мысль о том, что потеря
свободы в одном месте наносит ей урон повсюду. Вслед за этим успехом в
творчестве Хемингуэя наступила десятилетняя пауза, объяснявшаяся, среди прочего,
его нелитературными занятиями: деятельным, хотя и предпринятым на свой страх и
риск участием во Второй мировой войне, главным образом на территории Франции.
Его новый роман За рекой, в тени деревьев (Across the River and into the Trees,
1950) – о пожилом американском полковнике в Венеции – был встречен холодно. Зато
следующая книга, повесть Старик и море (The Old Man and the Sea, 1952), почти
единодушно была признана шедевром и послужила поводом для присуждения автору
Нобелевской премии в области литературы 1954. Три сборника рассказов Хемингуэя –
В наше время, Мужчины без женщин (Men without Women, 1927) и Победитель не
получает ничего (Winner Takes Nothing, 1933) закрепили за ним репутацию
выдающегося рассказчика и породили многочисленных подражателей. В личной жизни
Хемингуэю была свойственна та же активность, что проявляли герои его книг, и
частью своей славы он обязан разного рода нелитературным приключениям. В
последние годы он владел усадьбой на Кубе и домами в Ки-Уэст (шт. Флорида) и в
Кетчуме (шт. Айдахо). В Кетчуме Хемингуэй и умер 2 июля 1961, выстрелив в себя
из ружья. Центральные персонажи романов и некоторых рассказов Хемингуэя очень
похожи и получили собирательное имя «хемингуэевский герой». Гораздо меньшую роль
играет «хемингуэевская героиня» – идеализированный образ бескорыстной
покладистой женщины, возлюбленной героя: англичанка Кэтрин в Прощай, оружие,
испанка Мария в По ком звонит колокол, итальянка Рената в За рекой, в тени
деревьев. Несколько менее четкий, но более значимый образ, который играет
ключевую роль в произведениях Хемингуэя, – это человек, олицетворяющий то, что
иногда называют «хемингуэевским кодексом» в вопросах чести, храбрости и
стойкости. Литературная репутация Хемингуэя в значительной степени зиждется на
стиле его прозы, который он оттачивал с большой тщательностью. Под сильным
впечатлением от Гекльберри Финна Марка Твена и некоторых произведений С.Крейна,
усвоив уроки Гертруды Стайн, Ш.Андерсона и других писателей, он выработал в
послевоенном Париже совершенно новый, простой и ясный стиль. Манера его письма,
в основе своей разговорная, но скупая, объективная, неэмоциональная и нередко
ироническая, оказала влияние на писателей всего мира и, в частности, существенно
оживила искусство диалога.