АСТАФЬЕВ, ВИКТОР ПЕТРОВИЧ (1924–2001), русский писатель. Родился 1 мая 1924 в
д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены,
Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт
добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с
фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской
области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ
Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны
(1953).
В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это
время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и
Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом
А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к
«маленьким людям» – сибирским староверам (повесть Стародуб, 1959), детдомовцам
1930-х годов (повесть Кража, 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых
прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в
цикл Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о народном
характере.
В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две
важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В
его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской
перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.
В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором
как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых
людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня
(1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о
любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без
патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе
Прокляты и убиты (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что
не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом.
Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией
«Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и
искусстве.
Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести
Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев
обозначил как «повествование в рассказах». Сюжетной канвой Царь-рыбы стали
впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю.
Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и
публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву
удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где
очевиден вымысел – например, в главах-легендах Царь-рыба и Сон о белых горах.
Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого
явления: духовное оскудение человека. Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный
«камень преткновения» деревенской прозы – противопоставление городского и
деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева
получился одномерным, почти карикатурным. Писатель без восторга воспринял
перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал,
что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было
характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести
только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный
детектив (1987). Ее главный герой, милиционер Сошнин, пытается бороться с
преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора –
ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и
немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика
повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева,
свойственна публицистичность. В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в
борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый
смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно,
этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране
писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской
суеты. Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского
края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры,
политики и просто благодарные читатели. Жанр миниатюрных эссе, в котором много
работал Астафьев, он назвал Затесями, символически связав свою работу со
строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в
1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). Умер Астафьев в с.Овсянка
Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.