Петр Дмитриевич Боборыкин (1836-1921), русский прозаик, драматург, журналист,
театральный деятель. Почетный академик (1900). Родился 15 (27) августа 1836 года
в Нижнем Новгороде, выходец из древнего дворянского рода. Учился на юридическом
факультете Казанского университета, с 1855 года - на отделении химии Дерптского
университета, в 1857 году перешел на медицинский факультет. В 1860 году, не
завершив образования, переехал в Петербург, где в 1861 году в Петербургском
университете сдал экзамен на степень кандидата права.
Начал писать с
гимназических лет, первая публикация - комедия "Однодворец" (1860). Ранние драмы
Боборыкина "Ребенок" и "Старое зло" (обе 1861), "Мать и дитя" (1864),
автобиографический роман "В путь-дорогу" (1862-1864) написаны не без влияния В.
А. Соллогуба, с семьей которого Боборыкин сблизился в эти годы. Необыкновенно
общительный, он быстро вошел в круги творческой интеллигенции. В 1863-1865 годах
издавал "Библиотеку для чтения", занимал умеренно-либеральную позицию, издание
прекратил в связи с финансовыми затруднениями. С 1865 года, находясь за
границей, оказался в гуще общественно-политической, философской и
литературно-художественной жизни Западной Европы, в романе "В чужом поле" (1866)
отразил впечатления от Парижа, где, в частности, сблизился с крупнейшими
философами и историками-позитивистами (И. Тэн, Дж. С. Милль, Г. Спенсер и др.),
писателями (А. Дюма-сын, Дж. Элиот, У. Коллинз), журналистами и политическими
деятелями (будущий премьер-министр и министр иностранных дел Франции Л.
Гамбетта). Сам Боборыкин был корреспондентом ряда русских периодических изданий,
в 1868-1869 годах присутствовал на различных международных конгрессах, в т.ч. на
Брюссельском и Базельском конгрессах I Интернационала; познакомился с Герценом.
После публикации комедии из крестьянской жизни "Иван да Марья"
(пост. в 1867), статей о французском и русском театре и обширной монографии
"Театральное искусство" (1872), где, в частности, много говорилось об Александре
Николаевиче Островском, в котором Боборыкин ценил реформатора русской сцены,
однако видел почти исключительно талантливого бытописателя купеческой Москвы,
Боборыкин выступает главным образом как прозаик (социально-психологические
романы "Жертва вечерняя", 1868, посвященный "женскому вопросу" и принесший
автору славу "безнравственного" писателя; "На суд", 1869, навеянный судебным
процессом над Сухово-Кобылиным). В 1870 году Боборыкин сотрудничал с
"Отечественными записками", где с 1871 году заведовал иностранным отделом. После
поездки по заданию редакции в Париж выпустил очерки "На развалинах Парижа"
(1871) и "Очерк истории Коммуны" (не опубл.), в которых поражение Коммуны
связывается с кризисом европейской демократии. Актуальные аспекты жизни
современного общества отражены в рассказах "Фараончики", 1871, и др.), романах
"Солидные добродетели" (1870) и "Дельцы" (1872-1873), освещающих быт и нравы
русской буржуазии, в социально-экономическом исследовании "Русский Шеффильд"
("Очерки села Павлова") (1877). Острый для русского общества 1860-1870-х годов
"славянский" вопрос поднимал роман "Доктор Цыбулька" (1874),
любовно-психологический роман "Лихие болести" (1876) отразил разочарование
российской интеллигенции в своем "хождении в народ".
Для
произведений Боборыкина, "писателя-эмпирика", отличающегося быстротой реакции на
"злобу дня" и стремлением к максимально объективному и детально-подробному
письму, были характерны перенасыщенность фактическим материалом, обилие
персонажей, трудновоспринимаемая разветвленность сюжета. С 1876 года писатель
увлекается новым течением - натурализмом (статья "Реальный роман во Франции",
1876, и др.), знакомится с Золя, Э. Гонкуром, Доде и другими
писателями-натуралистами, активно пропагандирует на родине "золаизм". В 1870-е
годы Боборыкин печатается во многих русских периодических изданиях (так, в
журнале "Слово" - роман "Сами по себе", 1878, статьи "Мысли о критике и
литературном творчестве" и "Мотивы и приемы русской беллетристики", обе 1878,
пьеса "Сытые", 1879). С публикации романа "Полжизни" (1873) - о периоде,
предшествующем отмене крепостного права в России, - началось долговременное
сотрудничество Боборыкина с журналом "Вестник Европы", где увидели свет его
многочисленные романы: "Китай-город" (1882) - одно из самых известных
произведений Боборыкина, рассказывающее о купеческой Москве начала 1880-х годов;
"Из новых" (1887), "На ущербе" (1890), посвященный поискам и блужданиям
интеллигенции кризисного периода; "Василий Теркин" (1892), где Боборыкин пытался
показать зарождение в России типа мыслящего купца-капиталиста; "Перевал" (1894),
посвященный проблеме сближения отечественной буржуазии и интеллигенции и
обоснованию теории "малых дел"; "Ходок" (1895; в этом же году Боборыкин
добивается встречи с Ф. Энгельсом), "Княгиня" (1896), "По-другому" (1897),
получивший резкий отзыв В. И. Засулич и одобрение Ленина за стремление
разобраться в существе споров между народниками и марксистами; "Тяга" (1898),
показывающий беспросветную жизнь рабочих-текстильщиков и тщетность попыток
радикально облегчить ее с помощью просветительских организаций. "Социальному
самочувствию" разных слоев русского общества посвящены также повести Боборыкина
"Изменник" (1889), "Поумнел" (1890) - о распространенной в период реакции
"болезни" ренегатства; название приобрело на рубеже 19-20 веков характер
крылатого выражения (Боборыкину приписывают также введение в русский язык слова
"интеллигенция").
Позднее творчество Боборыкина тесно связано с
русской сценой. Ставятся его пьесы "Старые счеты" (1883), "Доктор Мошков",
"Клеймо" (обе 1884), "С бою" (1891), "Накипь" (1899, другое название -
"Поветрие", 1900); в 1877 году Боборыкин руководит частной театральной школой в
Москве, читает лекции о русском театре и сценическом искусстве в Драматическом
обществе и Московском театральном училище; в 1883-1885 годах - член
Театрально-литературного комитета, в 1891 году - заведующий репертуарной и
художественной частью театра Е. Горевой в Москве; в 1897 году - председатель
Всероссийского съезда сценических деятелей.
В 20 веке Боборыкин
написал повести "Однокурсники" (1901) - о художественной жизни начала 20 века,
"Братья" (1904), в которой земский деятель, альтруист и подвижник,
противопоставлен себялюбивому художнику; роман "Великая разруха: Семейная
хроника" (1908), показавший жизнь интеллигенции периода Первой русской
революции; воспоминания "За полвека" (1906-1913; неокончены) и "Итоги
старейшего" (1917) - исследования, посвященные истории русского и европейского
романа. С 1914 года писатель жил за границей.
Умер Боборыкин в
Лугано (Швейцария) 12 августа 1921 года.