Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 до н. э. в семье вольноотпущенника,
владельца скромного имения в Венузии, римской военной колонии на юго-востоке
Италии, на границе Лукании и Апулии. Его полное имя засвидетельствовано в его
работах и в подписи к «Юбилейному Гимну», который он написал по поручению
императора Августа к столетним играм 17 до н. э
Отец Горация был
вольноотпущенником. Юридически дети вольноотпущенников приравнивались к
свободнорожденным, но такое происхождение, тем не менее, рассматривалась как
социальная неполноценность, которая окончательно сглаживалась только в следующем
поколении. Этот фактор оказал определенное влияние на мировоззрение и творчество
Горация. О матери поэт не рассказывает, хотя упоминает няню Пуллию.
Когда будущий поэт был ребенком, его отец оставил имение, спокойную
экономную жизнь в провинции и переехал в Рим, чтобы дать сыну должное столичное
образование, которое могло бы ввести его в более высокие общественные круги. В
столице он исполнял должность комиссионера на аукционах, получая по одному
проценту со сделки от покупателя и продавца. «Бедный, честный крестьянин», каким
рисует отца Гораций, тем не менее посредством такого занятия сумел покрывать
расходы, связанные с образованием сына.
Гораций прошёл через все ступени
образования, обычного у римской знати своего времени: от первоначального
обучения в школе Орбилия в Риме, где он изучал «Латинскую Одиссею» Ливия
Андроника и Гомера до платоновской Академии в Афинах, где он занимался греческой
литературой и философией. (Академия того времени служила своего рода
университетом или высшей школой для молодой аристократии Рима; одним из
«одноклассников» Горация был, например, сын Цицерона.) В Афинах Гораций так
хорошо овладел греческим, что даже писал на нём стихи.
Литературные и
философские занятия Горация в Афинах были прерваны гражданской войной,
наступившей после убийства Цезаря в 44 Осенью этого года, приблизительно через
полгода после убийства Цезаря, в Афины прибывает Брут. Посещая философские
лекции, он вербует приверженцев республиканского строя для борьбы с преемниками
Цезаря — Антонием и Октавианом. Как и Цицерон, Гораций становится сторонником
дела республики и присоединяется к Бруту.
Гораций поступает в армию
Брута и получает даже несколько неожиданную для сына вольноотпущенника должность
военного трибуна (tribunus militum), то есть командира легиона; эту должность
занимали в основном дети всадников и сенаторов, и она являлась первым шагом в
карьере военного или магистрата. Этот факт позволяет предположить, что к этому
времени Гораций (скорее всего, не без денег отца) обладал суммой в 400 000
сестерциев, то есть цензом, необходимым для зачисления в сословие всадников,
какая сумма позже позволила ему вкупиться в коллегию писцов.
В битве при
Филиппах в ноябре 42 войско Брута и Кассия было рассеяно и обращено в бегство,
после чего оба Брут и Кассий кончают самоубийством. После этого поражения
Гораций пересматривает свою позицию и отказывается от какой-либо деятельности в
этом направлении. Впоследствии Гораций неоднократно упоминает о своих ранних
республиканских «иллюзиях» и авантюре, которая могла оказаться для него роковой.
В одной из Од он обращается к своему другу Помпею, который также принимал
участие в сражении при Филиппах, где сообщает, что выжил только «бросив щит и
бежав с поля боя» (что, между прочим, считалось первым признаком трусости).
В Италию он возвращается, вероятно, в начале 41 Отца уже не было в
живых; его родина, Венузия, попала в число городов, отданных ветеранам Цезаря, и
наследственное имущество Горация оказывается конфискованным. После амнистии,
объявленной в 40 сторонникам Брута, он приезжает в Рим и остается там. Несмотря
на собственные жалобы о бедности, которая заставляет его заняться поэзией,
Гораций имеет достаточно средств, чтобы вкупиться в коллегию квесторских писцов
(по ведомству государственных финансов). Римское общество относилось с
предубеждением к оплачиваемому труду, но на некоторые квалифицированные
профессии такое отношение не распространялось; пожизненные должности этой
коллегии считались почетными. Гораций работает секретарем (scriba quaestorius),
что обеспечивает ему возможность жить в Риме и заниматься литературой.
Видимо, к 39—38 относятся первые поэтические опыты Горация на латинском
языке: гекзаметрические стихотворения, впоследствии ставшие первой книгой
«Сатир», и ямбические, впоследствии ставшие «Эподами». Литературные поиски
Горация перекликаются с классицистическим движением, которое возглавляют П.
Вергилий Марон и Л. Варий Руф. Оба старших поэта становятся его друзьями. В
39—38 годах они представляют Горация Г. Цильнию Меценату, близкому другу и
соратнику Октавиана.
Меценат, после девятимесячных раздумий, приближает
к себе поэта. Попав в окружение Мецената и соответственно принцепса, Гораций
сохраняет присущую ему осмотрительность, не пытается выделиться, во всем
проявляет уравновешенность. К программе социальных и политических реформ,
проводимых Августом, Гораций относится с должным вниманием, не опускаясь,
однако, до уровня «придворного льстеца». Горацием движет не сколько согласие с
идеологией принципата, сколько чувство благодарности за долгожданный мир,
восстановленный Августом в Италии, в которой почти сто лет происходили
гражданские войны.
Светоний свидетельствует, что Октавиан Август
предложил Горацию должность своего личного секретаря. Это предложение, в общем
сулившее большие выгоды, Горация привлечь не могло и было им тактично
отвергнуто. Гораций опасается в том числе того, что, приняв предложение, он
лишится своей независимости, которой значительно дорожил.
В 38 Гораций
предположительно присутствует, вместе с Меценатом, при морском поражении
Октавиана у мыса Палинур. В этом же году Гораций в обществе Мецената, юриста
Кокценя Нервы (прадеда императора Нервы), Фонтеня Капитона (уполномоченного и
легата Антония в Азии), поэтов Вергилия, Вария, издателя «Энеиды» Плотия Тукки
совершает путешествие в Брундизий; об этом путешествии идет речь в известной
Сатире (I 5). Между 36 и 36 (наиболее вероятно зимой 36—35) выходит первый
сборник стихотворений Горация, книга «Сатир», посвященная Меценату.
В
своей поэзии Гораций всегда подчеркивает, что его отношения с Меценатом основаны
на взаимном уважении и дружбе независимо от социального статуса; он стремится
развеять представление о том, что их отношения имели характер отношений
патрона-клиента. Гораций никогда не злоупотребляет дружбой Мецената и не
пользуется его расположением в ущерб кому-либо. Гораций далек от того, чтобы
требовать от своего покровителя большего; он даже не пользуется этой дружбой,
чтобы вернуть отцовское имение, конфискованное Октавианом в пользу ветеранов
после сражения при Филиппах. Однако такое в известной мере зависимое состояние
Горация не раз становится источником щекотливых положений, из которых он всегда
выходит с совершенным тактом и достоинством. Далекий от честолюбивых стремлений,
заботам и хлопотам городской жизни Гораций предпочитает тихую и спокойную жизнь
в деревне.
Сблизившись с Меценатом и его окружением, Гораций обзаводится
сильными покровителями и безусловно получает от Мецената существенные подарки.
Предположительно в 33 Гораций приобретает свое прославленное имение в Сабинских
горах, на реке Тибур, около теперешнего Тиволи). (По некоторым текстам Горация
был сделан вывод, что имение ему было подарено Меценатом (напр. Carmina II 18:
11—14), но ни сам Гораций, ни Светоний об этом не упоминают. Подобные фрагменты
вообще проблематично рассматривать как непосредственное свидетельство того, что
вилла Горация была подарком; вдобавок, существуют свидетельства о значительном
собственном достатке Горация к этому времени.)
2 сентября 31 до н. э.
Гораций вместе с Меценатом присутствует при битве у мыса Акций. В 30 до н. э.
выходит вторая книга «Сатир» и «Эподы», сборник из 17 стихотворений, которые он
писал одновременно с сатирами. Название «Эподы» было дано сборнику грамматиками
и указывает на форму двустиший, где короткий стих следует за длинным. Сам
Гораций назвал эти стихотворения «ямбами»; образцом для них послужили ямбы
греческого поэта первой половины VII в. до н. э. Архилоха. Примечательно, что
Гораций с самого начала творческого пути берет за образец древнегреческую
классику, а не поэзию александрийцев, в соответствии с тенденцией своего времени
и окружения.
Начиная с 30 года Гораций с перерывами пишет лирические
стихотворения, первый сборник которых, книги Ι—III, выходит во второй
половине 23 Лирические стихотворения вышли под названием «Песни» («Carmina»), но
ещё в античности их стали называть одами. Это название сохранилось за ними до
нашего времени. В античности греческий термин «ода» не был связан с собственно
торжественным пафосом и употреблялся в значении «песня», как эквивалент
латинского carmen.
Между 23 и 20 годами Гораций старается держаться
вдали от Рима, забрасывает «чистую поэзию» и возвращается к полуфилософской
«прозаической Музе» своих «Сатир». На этот раз уже не в полемической форме
сатиры, а с преобладанием «мирного положительного» содержания; он пишет 1-ю
книгу «Посланий», в которую вошло двадцать стихотворений. Послания выходят в 20
(или в начале 19). В промежутке с конца 20 до осени 19 выходит Послание Юлию
Флору, впоследствии второе во втором сборнике «Посланий».
В 17 с
беспрецедентной торжественностью справлялись «вековые игры», празднество
«обновления века», которое должно было знаменовать конец периода гражданских
войн и начало новой эры процветания Рима. Август поручил Горацию написать гимн
для церемонии праздников. Для поэта это явилось государственным признанием
ведущего положения, которое он занял в римской литературе. Торжественный
«Юбилейный гимн» был исполнен в храме Аполлона Палатинского хором из 27 юношей и
27 девушек 3 июня 17 до н. э.
Можно сказать, что теперь, когда Гораций
давно «охладел» к лирике, он стал популярным, признанным её мастером. Август
обращается к Горацию с новым поручением написать стихотворения, прославляющие
воинскую доблесть своих пасынков Тиберия и Друза. По словам Светония, сочинения
Горация император «ценил до такой степени, и считал что они останутся на века,
что не только возложил на него сочинение „Юбилейного гимна", но и прославление
винделикской победы Тиберия и Друза …заставив к тем трем книгам „Од" после
долгого перерыва добавить четвертую». Так, в 13 появилась 4-я книга од, в
которую вошло пятнадцать стихотворений, написанных в дифирамбической манере
древнегреческого поэта Пиндара. Империя окончательно стабилизировалась, и в одах
уже не остается следа республиканской идеологии. Помимо прославления императора
и его пасынков, внешней и внутренней политики Августа как носителя мира и
благоденствия, сборник содержит вариации прежних лирических тем.
К
последнему десятилетию жизни Горация относится также вторая книга «Посланий»,
посвященная вопросам литературы. Книга, состоящая из трех писем, создавалась
между 19 и 10 годами. Первое послание, обращенное к Августу (который выражал
свое неудовольствие по поводу того, что до сих пор ещё не попал в число
адресатов) вышло предположительно в 12. Второе послание, обращенное к Юлию
Флору, выходило раньше, между 20 и 19 годами; третье, обращенное к Пизонам,
вышло предположительно в 10 (и выходило отдельно, возможно, ещё в 18).
Смерть Горация наступила от внезапной болезни, незадолго до его
57-летия, 27 ноября 8 г.. Как указывает Светоний, умер Гораций «через пятьдесят
девять дней после смерти Мецената, на пятьдесят седьмом году жизни, наследником
назначив Августа, при свидетелях устно, так как мучимый приступом болезни был не
в силах подписать таблички завещания. Погребен и зарыт на окраине Эсквилина
рядом с могилой Мецената».