Борис Алексеевич Чичибабин (9 января 1923, Кременчуг — 15 декабря 1994, Харьков;
настоящая фамилия Полушин) — русский поэт, лауреат Государственной премии СССР
(1990), которого иногда относят к так называемым «шестидесятникам».
Жил
в Харькове, на протяжении трёх десятилетий был одним из самых известных и
любимых представителей творческой интеллигенции города (1950-е — 1980-е годы). С
конца 50-х годов его стихотворения в рукописях широко распространялись по всей
России. Официальное признание пришло к поэту только в конце жизни, в годы
перестройки.Содержание [убрать]
Жизнь и творчество
Б. А.
Чичибабин воспитывался в семье офицера, окончил школу на родине Репина — в
Чугуеве Харьковской области. Его псевдоним взят в честь двоюродного деда со
стороны матери, академика Алексея Евгеньевича Чичибабина, выдающегося учёного в
области органической химии и одного из первых советских «невозвращенцев». В 1940
г. Борис начал учёбу на историческом факультете Харьковского университета, но в
начале войны был призван в армию и служил на Закавказском фронте.
В 1945
г. поступил на филологический факультет ХГУ, но уже в июне 1946 г. был арестован
и осуждён на 5 лет лагерей «за антисоветскую агитацию». Предположительно[1],
причиной ареста были стихи — крамольная скоморошья попевка с рефреном «Мать моя
посадница», где были, например, такие строки:
Пропечи страну дотла,
Песня-поножовщина,
Чтоб на землю не пришла
Новая
ежовщина!
В тюрьме Чичибабин написал «Красные помидоры», а в лагере —
«Махорку», два ярких образца «тюремной лирики». Эти стихи, положенные на музыку
актёром и певцом Леонидом («Лешкой») Пугачевым, широко разошлись по стране:
Школьные коридоры,
тихие, не звенят…
Красные помидоры
Кушайте без меня.
Уже в 50-е годы, после возвращения из лагерей,
намечаются основные темы поэзии Чичибабина. Это, прежде всего, гражданская
лирика, «новый Радищев — гнев и печаль» которого вызывают «государственные
хамы», как в стихотворении 1959 г. «Клянусь на знамени весёлом» («Не умер
Сталин»).
К ней примыкает редкая в послевоенной поэзии тема сочувствия
угнетённым народам советской империи — крымским татарам, евреям, «попранной
вольности» Прибалтики — и солидарности с ними («Крымские прогулки», «Еврейскому
народу»). Эти мотивы сочетаются у Чичибабина с любовью к России и русскому
языку, преклонением перед Пушкиным и Толстым («Родной язык»), а также с сыновней
нежностью к родной Украине:
У меня такой уклон:
Я на юге —
россиянин,
А под северным сияньем
Сразу делаюсь хохлом.
В начале 60-х, на волне массового увлечения поэзией, Чичибабин с успехом
читает стихи на поэтических вечерах, ведёт литературную студию. Из печати
выходят четыре сборника его стихов. Однако цензурный гнёт, вместе с органически
присущей Чичибабину установкой на демократичность и его не изжитым в ту пору
революционным романтизмом, привели к тому, что в этих книгах оказалось немало
стихов, звучавших декларативно, вполне в духе официоза. В 1968 году, после
вторжения в Чехословакию, даже само название сборника «Плывёт Аврора»
отталкивало читателей.
Такая потеря индивидуальности привела Чичибабина
к глубокому духовному кризису («…Уходит в ночь мой траурный трамвай»):
Я
сам себе растлитель и злодей,
и стыд и боль как должное приемлю,
за то, что всё придумывал — людей
и землю.
А хуже всех я
выдумал себя…
Выход наметился, когда поэт встретил свою настоящую любовь
(«Сонеты к Лиле»). «Уход из дозволенной литературы… был свободным нравственным
решением, негромким, но твёрдым отказом от самой возможности фальши»[2].
Чичибабин возвращается к работе экономистом «в трамвайном управлении», пишет для
себя и для друзей. Его темами остаются любовь, природа, книги. В начале 70-х
Чичибабин мучительно переживал эмиграцию своих друзей, благословляя их, а не
осуждая:
Дай вам Бог с корней до крон
без беды в отрыв
собраться.
Уходящему — поклон.
Остающемуся — братство.
В 1973 г., после появления сборника в самиздате и публичного чтения резкого
стихотворения о «воровских похоронах» Твардовского, Чичибабина исключают из
Союза писателей. Его ответ таков:
Нехорошо быть профессионалом:
Стихи живут, как небо и листва.
Что мастера? — Они довольны
малым.
А мне, как ветру, мало мастерства.
Благодаря прямоте и
отсутствию фальши, поэзия Чичибабина в 70-е — 80-е годы становится известна
интеллигенции и за пределами Харькова. В годы перестройки его стихи зазвучали
злободневно, насущно, их активно печатают газеты и журналы, выходят итоговые
неподцензурные сборники. В 1990 г. за книгу «Колокол» поэт удостоен
Государственной премии СССР. Чичибабин участвует в работе общества «Мемориал»,
даёт интервью, выезжает в Италию, в Израиль.
Но принять результаты
перестройки поэту оказалось непросто. Его «стихи обходят с неприязнью барышника
и торгаша». Чичибабин, которому были «думами близки» и «Россия с Украиной», и
«прибалтийской троицы земля», и «Армения — Божья любовь», не смог смириться с
распадом Советского Союза, отозвавшись на него исполненным боли «Плачем по
утраченной родине».
«Борис давно понял своё предназначение поэта и
следовал ему до конца дней.
(Булат Окуджава)
Похороны Бориса
Чичибабина в декабре 1994 г. в Харькове были многолюдны. На улице в центре
города, названной в его честь, сооружена мемориальная доска со скульптурным
портретом.