Бедный, Демьян
— псевдоним пролетарского поэта Ефима Алексеевича
Придворова. Д. Б. родился в 1883 в деревне Губовке Александрийского у.
Херсонской губ., в крестьянской семье (из военнопоселенцев), до 7 лет жил в
Елизаветграде у отца (сторожа церкви духовного училища), потом до 13 лет у
матери в деревне, в обстановке ужасающей нужды, разврата и зверства. Эти тяжелые
годы дали Д. Б. хорошее знакомство с жизнью деревни, особенно с ее теневыми
сторонами. Когда Д. Б. было 14 лет, отец определил его на казенный счет в
закрытую военно-фельдшерскую школу. Здесь мальчик пристрастился к чтению:
познакомился с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, Никитиным. Здесь же имели
место первые литературные опыты Д. Б. (сатирические стихи на школьные темы). По
окончании школы Д. Б. отбыл воинскую повинность, затем выдержал экзамен на
аттестат зрелости и в 1904 поступил в Петербургский
университет.
Школа и солдатчина воспитали Д. Б. в
строго-монархическом, национальном и религиозном духе. Студенческие волнения и
события первой революции ошеломили Д. Б., но лишь с началом реакции он понемногу
начинает разбираться в происходящем вокруг и проникается революционным
настроением. Д. Б. сблизился с поэтом П. Ф. Якубовичем и через него с
редакционной группой журнала «Русское Богатство», т. е. с
революционно-демократическими и народническими кругами. Б январе 1909 Д. Б.
дебютировал в «Русском Богатстве» стихотворением за подписью Е. Придворова. В
декабре 1910, с основанием легальной большевистской газеты «Звезда», Д. Б. стал
сотрудничать в ней — сперва под своей фамилией, а затем под псевдонимом Демьяна
Бедного, сблизился с большевистским авангардом рабочего движения и вступил в
большевистскую партию. В 1912 он участвовал в основании газеты «Правда» и
деятельно сотрудничал в ней, причем привлек сочувственное внимание В. И. Ленина.
В 1913 Д. Б. был арестован. В годы империалистской войны Д. Б. был мобилизован и
попал на фронт. Изредка его вещи появлялись в журн. «Современный Мир» и в разных
провинциальных изданиях.
После Февральской революции Д. Б.
сотрудничает в «Правде» и др. большевистских газетах. После Октябрьской
Революции посещает все фронты гражданском войны, выступает на фабриках и
заводах. В апреле 1923 Реввоенсовет Республики и ВЦИК наградили Д. Б. за его
революционно-боевые заслуги орденом Красного Знамени. С января 1925 состоит
членом правления Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей
(ВАПП).
Идеология Д. Б. — идеология крестьянина, перешедшего на точку
зрения пролетариата. Стихи Д. Б. периода «Русского Богатства» по содержанию и
форме — обычные для того времени революционно-демократические стихи. Но участие
в большевистской печати, воздействие партийных кругов и рабочего движения
превратили Д. Б. в «большевика поэтического рода оружия» (Троцкий), в пионера
пролетарской поэзии.
Тематика Д. Б. охватывает все стороны
революционной борьбы пролетариата и крестьянства за последние 15 лет.
Необычайное умение быстро и сильно реагировать на общественные события придало
произведениям Д. Б. Значение своеобразной художественной летописи революции.
Дореволюционные стихи Д. Б. говорят о забастовках, борьбе за рабочую прессу, о
событиях думской жизни, быте и нравах предпринимателей, борьбе классов в деревне
и т. д. В период Временного правительства Д. Б. борется с оборончеством,
разоблачает войну, пропагандирует власть советов. Красная армия находит в Д. Б.
своего художника-агитатора. Он откликался боевыми призывами на все крупные
фронтовые события, бичевал дезертиров и трусов, обращался «к обманутым братьям в
белогвардейские окопы». Одновременно Б. отмечал недостатки советского
строительства. Особое место в его творчестве занимает тема: колебания
крестьянства в революции (поэмы «Красноармейцы», «Мужики», «Царь Андрон» и др.).
Весьма обширно антирелигиозное творчество Д. Б.: в большинстве произведений
этого цикла автор говорит об обмане и лицемерии духовенства («Отцы духовные, их
помыслы греховные»), в поэме же «Новый завет без изъяна» Д. Б. идет дальше и
путем пародирования евангелия разоблачает его внутренние противоречия Нэп вызвал
Д. Б. на борьбу как с паническим неприятием нэпа, так и с капитуляцией перед
новой буржуазией. Многочисленны у Д. Б. также отклики на события внутрипартийной
жизни (партдискуссии и т. д.).
Жанры, которыми пользуется Д. Б.,
крайне разнообразны. Преобладают чисто-агитационные стихотворения, часто
переходящие в патетическую лирику («В огненном кольце» и др.). Реже встречается
лирика интимная («Печаль», «Снежинки»), тоже социально направленная. Прибегает
Д. Б. и к эпосу: хронике («Про землю, про волю, про рабочую долю»), абстрактному
сюжетному эпосу («Главная улица») и конкретному сюжетному эпосу («О Митьке
бегунце и об его конце», «Клятва Зайнет» и др.). Особенно часто Д. Б. пользуется
жанрами фольклора: песней, частушкой, былиной, сказкой, сказом. В эпоху «Звезды»
и «Правды» и империалистской войны основным жанром Д. Б. стала басня,
превращенная им в острое орудие политической борьбы (кроме оригинальных басен,
Д. Б. принадлежит перевод басен Эзопа). Разнообразию жанров соответствует и
разнообразие стилистических приемов: Д. Б. пользуется и классическими метрами, и
свободным стихом, и приемами фольклора. Характерно для него снижение сюжета и
стиля, — прием, тесно связанный с ориентацией на широкую массовую аудиторию. Д.
Б. любит пародировать «высокий стиль» (следует отметить бытовую трактовку
евангелия в «Новом завете»). Основной источник технических новшеств стиха Д. Б.
— фольклор, образы и ритмы пословиц, прибауток, частушек и т. д. Популярность Д.
Б. чрезвычайно велика: его произведения разошлись в миллионах экземпляров и
имели широкий и действенный отклик в массах. По данным красноармейских
библиотек. Д. Б. самый читаемый автор. Некоторые стихи Д. Б. стали популярными
народными песнями («Проводы» и др.). Несмотря на сочувственные отзывы печати о
первых произведениях Д. Б., официальная критика после революции лишь поздно
обратилась к изучению его творчества. Начало серьезной критической литературе о
Д. Б. положено лишь в 20-х гг. К. Радеком (1921) и Л. Сосновским
(1923).
Отдельные произведения Д. Б. неоднократно издавались
брошюрами и книжками. В 1923 изд-во «Крокодил» выпустило «Собрание сочинений»
Д.Б. в одном томе, со статьями К. Еремеева и Л. Войтоловского. ГИЗ выпускает
«Собрание сочинений» Д.Б. в 10 томах, под редакцией и с примечаниями Л.
Сосновского и Г. Лелевича. Изд-ом Народов СССР выпущена книжка избранных
стихотворений Д. Б. на нем. яз. в переводе И. Русса. Укр. изд. «Книгоспiлка»
выпустило «Новый завет без изъяна» в переводе О. Вараввы. Биографические
сведения имеются в брошюре Л. Войтоловского «Демьян Бедный», М., 1925, и в
статье К. Еремеева (в однотомном собрании сочинений).