Чивилихин Владимир Алексеевич (7.03.1928-9.06.1984), русский писатель и
общественный деятель. Его книги пронизаны чувством патриотизма, духовности,
любви к природе. Основные произведения: "Про Клаву Иванову” (1964),
"Елки-моталки” (1965), "По городам и весям” (1976). Главная книга Чивилихина
"Память” сыграла большую роль в пробуждении русского национального сознания
1980-х.
Чивилихин Владимир Алексеевич (7.03.1928, г. Мариинск,
Кемеровская обл. - 9.06.1984, Москва). Отец работал на товарных поездах, погиб в
1938 году. В 13 лет пришёл работать слесарем в железнодорожное депо. Окончил
желдортехникум на станции Тайга. После войны семья переехала в Чернигов. Окончил
с отличием в 1954 году журфак МГУ. Десть лет посвятил «Комсомольской правде».
Своим учителем в литературе считал Леонида Леонова. Первую книгу «Живая сила» о
лесоводах Заполярья выпустил в 1957 году. Одним из первых повёл борьбу за
Байкал, опубликовав в 1963 году в журнале «Октябрь» статью «Светлое око Сибири»,
в которой доказывал возможный вред от строительства на берегу озера
целлюлозно-бумажного завода. В разные годы разработал предложения о создании
кедрового питомника в Сибири, Института природы в Брянске и лаборатории по
комплексному изучению научных и прикладных проблем использования кедровых лесов
в Томске. В 1969 году Анатолий Софронов, испугавшись партийного гнева, дал
команду изрубить в лапшу весь стотысячный тираж трёхлистовой книги очерков
Чивилихана «Земля в беде», которая должна была пополнить «Библиотечку «Огонька».
В 1973 году вместе с Л.Леоновым и В.Песовым написал письмо Л.Брежневу, чтобы в
«Основах лесного законодательства» не прошёл подготовленный чиновниками пункт об
отчуждении леса от земли. В начале 1970-х годов взялся за роман о Запсибе
«Дорога», в процессе работы над которым появилась идея другой книги - «Память».
Как признавался Чивилихин, «работа моя разрастается, получается что-то
невообразимо необычное для меня - чудовищно трудоёмкое, обильное по материалу.
Полез в домонгольскую Русь и даже доваряжскую - душа горит, сколько за два века
наворочено предвзятого и ложного, используемого даже сегодня в целях борьбы с
моим народом. А декабристы, как символ нравственного величия, пройдут насквозь».
К сожалению, многие концепции Чивилихина оказались ошибочными. Он, к примеру,
видел в декабристах только позитив, не понимая, что они во многом олицетворяли
для Росссии разрушающее начало. Лауреат Госпремии СССР (1982) - за книгу
«Память».
Вячеслав ОГРЫЗКО
Чивилихин
Владимир Алексеевич (7.03.1928—9.06.1984), писатель. Родился в г. Мариинск
Кемеровской обл. Отец Чивилихина работал главным кондуктором на товарных
поездах, погиб на производстве в 1937. Военное детство Чивилихина прошло на
станции Тайга. В 13 лет Чивилихин начал трудовую жизнь в железнодорожном депо.
Окончил железнодорожный техникум на станции Тайга. Семья Чивилихина перебирается
из Сибири в разрушенный войной Чернигов. В 1954 Чивилихин заканчивает факультет
журналистики Московского государственного университета.
Чивилихин —
убежденный последователь Л. Леонова, первая встреча с которым произошла в 1957 в
Переделкине. Творческие и дружеские связи Чивилихина и Леонова продолжались до
смерти.
3 поездки Чивилихина 50-х (1954 — Печора, Воркута, 1957 — на
строительство железной дороги в Сибири, 1957 — в Ленинград к студентам
Лесотехнической академии, которые работали над проблемой сибирского кедра) дали
материал для его произведений. Важнейшие особенности творчества Чивилихина —
документальность, подчеркнутая публицистичность. В послесловии (1981) к раннему
очерку «Тихая заводь» Чивилихин заметит, что в нем «давняя правда», «начало
всего». По словам писателя, он «навечно обрек себя на заботы о лесе».
Публицистические очерки, путевые заметки о природе составили книгу Чивилихина
«Любит ли она тебя?» (1968). Чивилихин разъясняет: «Наступило время, когда
любить природу мало. Любит ли она тебя и что ты сделал для того, чтобы она тебя
любила? — вот как стоит ныне вопрос».
Интерес к документу сделал
привлекательным для Чивилихина жанр документальной повести. После поездки
писателя в Сибирь им была написана повесть «Серебряные рельсы» («Саяны»; М.,
1958—67). В основе повести лежит подлинный документ — дневник Александра
Кошурникова, который был участником экспедиции геологов, осуществлявших
изыскательские работы для трассы будущей железной дороги. В 1942 все члены
экспедиции погибли в Саянах. Текст дневника Кошурникова органически вошел в
авторское повествование, 2 начала — документальное и художественное — составили
единство.
Дневник Толи Листопадова, подростка из г. Бахмач, начатый
22 июня 1941 и завершенный с окончанием оккупации, стал одним из источников
художественно-документальной повести «Здравствуйте, мама!» (1957—60). В повести
о Великой Отечественной войне — все герои реально существовавшие
люди.
В 60-е Чивилихин создает несколько повестей, в которых
отсутствует документальная основа, но все, о чем рассказывает писатель, он знает
досконально, сам был участником многих из описываемых событий: «Про Клаву
Иванову» (1963), «Елки-моталки» (1964), «Над уровнем моря» (1964—67), «Пестрый
камень» (1969). Точной передачей воздуха, атмосферы времени, характеров героев,
их миропонимания выделяется повесть «Про Клаву Иванову». Место действия —
железнодорожное депо. Герои и обстоятельства переданы через восприятие рабочего
Петра Жигалина, который рассказывает «про Клаву Иванову» и людей
депо.
Главная книга Чивилихина — «Память» (1968—83). Вторая книга
«Памяти» была опубликована ранее первой — в 1981. Первая книга увидела свет в
1984. «Память» вобрала большой творческий опыт писателя предшествующих лет.
Ранее он работал над произведениями о современниках. Но наступило время, когда,
по словам Чивилихина, история, течение исторического времени властно захватили
его. Писатель постепенно начал понимать, что эта великая и единственная
неизменяемая реальность выше всех наук, потому что «связывает настоящее с
прошедшим и будущим, ненавязчиво мудро и всесторонне учительствует, царит над
нами». «Память» — путешествие в прошлое. Автор, рассказывая о себе и своем пути,
о своей семье, своих путешествиях, делится соображениями по многим философским,
этическим, историческим проблемам. Позиция автора активна. Многолетнее вдумчивое
изучение исторических источников (как известных ранее, так и обнаруженных в
результате личных разысканий) позволяет Чивилихину делать свои выводы. (Резкое
несогласие вызывает у Чивилихина норманнская теория, евразийские идеи, ряд
положений, высказанных в работах Л. Н. Гумилева, и многое др.). Мысль автора,
его патриотическая позиция цементируют, соединяют в единое целостное
произведение экскурсы писателя в историю, далекую и близкую.
В
«Памяти» выделяется несколько главных тематических блоков: декабристы, время
татаро-монгольского нашествия и борьбы с ним (крупным планом выделена оборона
Козельска), «Слово о полку Игореве» и некоторые др. Внутри каждой темы свои
ответвления, уточняются многие человеческие судьбы, происходит перестановка
акцентов, в научный обиход вводятся новые имена и факты. Исследовательская мысль
Чивилихина работает напряженно. Выводы, к которым приходит писатель, базируются
на большом фактическом материале, добытом в результате многолетних
поисков.
Историю декабризма Чивилихин дополняет основательным
исследованием судеб, воссозданием жизни двух почти забытых декабристов — Н.
Мозгалевского и П. Выгодовского. Чивилихин возвращает русской литературе XIX в.
имя писателя В. Соколовского.
Писатель обнаруживает глубокие познания
в русской средневековой истории, свободно ориентируется в древнерусских
летописях, основательно осведомлен в обширнейшей литературе о «Слове о полку
Игореве». Чивилихин обосновывает свою гипотезу об авторе «Слова…». По его
мнению, автором гениального древнерусского произведения является сам кн. Игорь.
«Память» написана с позиций глубочайшего уважения к русской культуре. Не все из
того, что было подготовлено Чивилихиным для книги, вошло в
«Память».
Сам Чивилихин обозначил жанровую структуру «Памяти»
определением «роман-эссе». В критике для этой книги выдвинуто несколько
номинаций (исторический роман, роман-синтез, историческое повествование
эссеистического типа и др.). Вторая часть книги «Память» была удостоена
Государственной премии СССР за 1982.