ШУКШИН, ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ (1929–1974), русский прозаик, драматург,
кинорежиссер, киноактер. Родился 25 июля 1929 в д.Сростки Бийского района
Алтайского края в крестьянской семье. С отроческих лет работал в колхозе у себя
на родине, затем на производстве в Средней России. В 1949–1952 служил на флоте.
По возвращении работал директором вечерней школы в д. Сростки. В 1954 поступил
на режиссерский факультет ВГИКа, занимался в мастерской М.Ромма. В годы учебы
однокурсниками и друзьями Шукшина были будущие известные режиссеры –
А.Тарковский, А.Михалков-Кончаловский и др. Студентом начал сниматься в кино, по
окончании института снимал фильмы по собственным сценариям. Кинофильм Живет
такой парень получил в 1964 высшую награду Венецианского международного
кинофестиваля – «Золотого льва св. Марка». Большой успех имели фильмы Шукшина
Ваш сын и брат, Позови меня в даль светлую, Странные люди, Печки-лавочки. Фильм
Калина красная был снят Шукшиным по одноименной киноповести, написанной в 1973.
Кинематографические заслуги Шукшина отмечены премией им. братьев Васильевых,
Государственной премией СССР, Ленинской премией (посмертно).
Героями
фильмов Шукшина чаще всего были деревенские люди, по разным причинам оказавшиеся
в городе. Тема деревенского человека, вырванного из привычной среды и не
нашедшего новой опоры в жизни, стала одной из главных тем рассказов Шукшина. В
киноповести Калина красная она приобретает трагическое звучание: утрата
жизненных ориентиров ломает судьбу главного героя, бывшего вора и заключенного
Егора Прокудина, и приводит его к смерти.
В 1958 в журнале «Смена» был
опубликован первый рассказ Шукшина, в 1963 вышел его первый прозаический сборник
Сельские жители. При жизни Шукшина вышли также сборники его рассказов Там, вдали
(1968), Земляки (1970), Характеры (1973), Беседы при ясной луне (1974).
Подготовленный к печати сборник Брат мой был издан уже после смерти автора, в
1975. Всего за свою жизнь Шукшин написал 125 рассказов.
Рассказы
Шукшина, тематически относясь к «деревенской прозе», отличались от ее основного
потока тем, что внимание автора было сосредоточено не столько на основах
народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых
оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя как центр культурной
жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин
ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам, – писал
он, – что я – не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно неудобное
положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу,
другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато...»
Эта
сложная психологическая ситуация определяла необычное поведение героев Шукшина,
которых он называл «странными людьми», «непутевыми людьми». В сознании читателей
и критиков прижилось название «чудик» (по одноименному рассказу, 1967). Именно
«чудики» являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из
лучших его сборников Характеры. Каждый из героев назван по имени и фамилии –
автор словно подчеркивает их абсолютную жизненную достоверность. «Чудики» – Коля
Скалкин, выплеснувший чернила на костюм начальника (Ноль-ноль целых), Спиридон
Расторгуев, пытающийся добиться любви чужой жены (Сураз) и др. – не вызывают
авторского осуждения. В неумении выразить себя, во внешне смешном бунте простого
человека Шукшин видел духовное содержание, искаженное бессмысленной
действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей, не умеющих
противостоять житейской злобе, агрессивности. Именно таким предстает герой
рассказа Обида Сашка Ермолаев. При этом Шукшин не идеализировал своих
персонажей. В рассказе Срезал он показал деревенского демагога Глеба Капустина,
получающего удовольствие от того, что ему удается глупым высказыванием «щелкнуть
по носу» умных односельчан. Непротивленец Макар Жеребцов, герой одноименного
рассказа, в течение недели учил деревенских людей добру и терпению «с пониманием
многомиллионного народа», а по выходным подбивал их пакостить друг другу,
объясняя свое поведение тем, что его жизненное предназначение – «в большом
масштабе советы-то давать». В современной русской литературе рассказы Шукшина
остались неповторимым художественным явлением – оригинальной образностью и
живой, естественной в своей простоте стилистикой. В романе Любавины (1965)
Шукшин показал историю большой семьи, тесно сплетенную с историей России в 20 в.
– в частности, во время Гражданской войны. Обе эти истории предстали
исполненными таких драматических коллизий, что публикация второй части романа
стала возможна только в период перестройки, в 1987. Не удалась Шукшину и
экранизация его романа о Степане Разине Я пришел дать вам волю (1971). Умер
Шукшин в станице Клетской Волгоградской обл. 2 октября 1974