СЕРВАНТЕС СААВЕДРА, МИГЕЛЬ ДЕ (Cervantes Saavedra, Miguel de) (1547–1616),
испанский писатель. Родился в Алкала-де-Энарес (пров. Мадрид). Его отец, Родриго
де Сервантес, был скромным хирургом, и многочисленная семья постоянно жила в
бедности, не оставлявшей будущего писателя на протяжении всей его горестной
жизни. Очень мало известно о его детстве, кроме того, что он был крещен 9
октября 1547; следующее документальное свидетельство о нем, примерно двадцать
лет спустя, называет его автором сонета, обращенного к королеве Изабелле Валуа,
третьей жене Филиппа II; вскоре после этого, во время обучения в городской
коллегии Мадрида, он упоминается в связи с несколькими стихотворениями на смерть
королевы (3 октября 1568).
Учился Сервантес, вероятно, урывками и до
ученой степени дело не дошло. Не найдя средств к существованию в Испании, он
отправился в Италию и в 1570 определился на службу к кардиналу Дж.Аквавива. В
1571 числился солдатом морской экспедиции, которую испанский король, папа и
сеньория Венеции готовили против турок. Сервантес храбро сражался при Лепанто (7
октября 1571); одна из полученных ран искалечила ему руку. Он отправился на
Сицилию поправляться и оставался в южной Италии до 1575, когда решил вернуться в
Испанию, надеясь в награду за службу получить должность капитана в армии. 26
сентября 1575 корабль, на котором он плыл, был захвачен турецкими пиратами.
Сервантес был отвезен в Алжир, где пробыл до 19 сентября 1580. В конце концов на
деньги, собранные семьей Сервантеса, его выкупили монахи-тринитарии. Он
рассчитывал на достойное вознаграждение по возвращении домой, однако его надежды
не оправдались.
В 1584 37-летний Сервантес женился в Эскивиас (провинция
Толедо) на 19-летней Каталине де Паласиос. Но семейная жизнь, как и все у
Сервантеса, шла урывками, многие годы он провел вдали от жены; Исабель де
Сааведра, его единственный ребенок, родилась от внебрачной связи.
В 1585
Сервантес стал комиссаром по закупке пшеницы, ячменя и оливкового масла в
Андалусии для «Непобедимой Армады» Филиппа II. Эта ничем не замечательная работа
была к тому же неблагодарной и опасной. Два раза Сервантесу пришлось
реквизировать пшеницу, принадлежавшую духовенству, и хотя он выполнял приказ
короля, его отлучили от церкви. В довершение несчастий он попал под суд, а затем
в тюрьму, поскольку в его отчетах усмотрели нарушения. Еще одно разочарование
принесло безуспешное ходатайство о должности в американских колониях Испании в
1590.
Предполагается, что во время одного из тюремных заключений (1592,
1597 или 1602) Сервантес начал свое бессмертное произведение. Впрочем, в 1602
судьи и суды перестали преследовать его по поводу предполагаемой задолженности
перед короной, и в 1604 он переехал в Вальядолид, где в то время пребывал
король. С 1608 он постоянно жил в Мадриде и полностью посвятил себя написанию и
публикации книг. В последние годы жизни он имел средства к существованию главным
образом благодаря пенсиям от графа Лемоса и архиепископа Толедо. Умер Сервантес
в Мадриде 23 апреля 1616.
Приведенные факты дают лишь фрагментарное и
приблизительное представление о жизни Сервантеса, но, в конце концов,
крупнейшими событиями в ней стали произведения, принесшие ему бессмертие. Через
шестнадцать лет после публикации школьных стихотворений появилась Первая часть
Галатеи (La primera parte de la Galatea, 1585), пасторальный роман в духе Дианы
Х.Монтемайора (1559). Его содержание составляют превратности любви
идеализированных пастухов и пастушек. В Галатее проза чередуется с поэзией;
здесь нет ни главных персонажей, ни единства действия, эпизоды соединяются самым
нехитрым образом: пастухи встречаются друг с другом и рассказывают о своих
радостях и печалях. Действие разворачивается на фоне условных картин природы –
это неизменные леса, родники, чистые ручьи и вечная весна, позволяющая жить на
лоне природы. Здесь гуманизируется идея божественной благодати, освящающей души
избранных, и любовь уподобляется божеству, которому поклоняется влюбленный и
которое укрепляет его веру и волю к жизни. Вера, рождаемая человеческими
желаниями, приравнивалась таким образом к религиозным верованиям, что, вероятно,
объясняет постоянные нападки католических моралистов на пасторальный роман,
который расцвел и угас во второй половине 16 в. Галатея незаслуженно забыта,
потому что уже в этом первом значительном произведении наметилось характерное
для автора Дон Кихота представление о жизни и мире. Сервантес неоднократно
обещал выпустить вторую часть, однако продолжение так и не появилось. В 1605
была опубликована первая часть Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского (El
ingenioso hidalgo Don Quixote de la Mancha), в 1615 появилась вторая часть. В
1613 вышли Назидательные новеллы (Las novelas exemplares); в 1614 было
напечатано Путешествие на Парнас (Viaje del Parnaso); в 1615 – Восемь комедий и
восемь интермедий (Ocho comedias y ocho entremeses nuevos). Странствия Персилеса
и Сихизмунды (Los trabajos de Persiles y Segismunda) были опубликованы посмертно
в 1617. Сервантес упоминает также названия нескольких произведений, которые до
нас не дошли, – вторая часть Галатеи, Недели в саду (Las semanas del jardn),
Обман глаз (El engao los ojos) и другие. Назидательные новеллы объединяют
двенадцать рассказов, а назидательность, вынесенная в заглавие (иначе – их
«образцовый» характер), связана с «моралью», заключенной в каждой новелле.
Четыре из них – Великодушный поклонник (El Amante liberal), Сеньора Корнелия (La
Seora Cornelia), Две девицы (Las dos donzellas) и Английская испанка (La Espaola
inglesa) – объединяет общая тема, традиционная еще для византийского романа:
пара влюбленных, разделенная прискорбными и капризными обстоятельствами, в конце
концов воссоединяется и обретает долгожданное счастье. Героини почти все
идеально прекрасны и высоконравственны; они и их возлюбленные способны на
величайшие жертвы и всей душой тянутся к моральному и аристократическому идеалу,
освещающему их жизнь. Другую группу «назидательных» новелл образуют Сила крови
(La fuerza de la sangre), Высокородная судомойка (La ilustre fregona), Цыганочка
(La Gitanilla) и Ревнивый эстремадурец (El celoso estremeo). Первые три
предлагают истории любви и приключений со счастливой развязкой, четвертая же
оканчивается трагически. В Ринконете и Кортадильо (Rinconete y Cortadillo),
Обманном браке (El casamiento engaoso), Лиценциате Видриера (El licenciado
vidriera) и Беседе двух собак больше внимания уделяется характерам фигурирующих
в них персонажей, нежели действию, – это последняя группа новелл. Ринконете и
Кортадильо – одно из самых обаятельных сочинений Сервантеса. Два юных бродяги
связываются с воровским братством. Комизм торжественного церемониала этой банды
головорезов подчеркнут суховато-юмористическим тоном Сервантеса. В ряду его
драматических произведений выделяются Осада Нумансии (La Numancia) – описание
героического сопротивления иберийского города во время завоевания Испании
римлянами во 2 в. до н.э. – и забавные интермедии, такие, как Судья по
бракоразводным делам (El Juez de los divorcios) и Театр чудес (El retablo de las
maravillas). Величайшее произведение Сервантеса – единственная в своем роде
книга Дон Кихот. Вкратце ее содержание сводится к тому, что идальго Алонсо
Кихана, начитавшись книг о рыцарстве, уверовал, что все в них – правда, и сам
решил стать странствующим рыцарем. Он принимает имя Дон Кихота Ламанчского и в
сопровождении крестьянина Санчо Пансы, который служит ему оруженосцем,
отправляется на поиски приключений.