ПО, ЭДГАР АЛЛАН (Poe, Edgar Allan) (1809–1849), американский поэт, прозаик,
критик, создатель жанра «новеллы ужаса». Кошмары, преследующие героев его поэзии
и прозы, во многом отражают навязчивую идею смерти у их автора. Многие его
истории суть своеобразное раскрытие человеческой психики на грани безумия.
Значение По в мировой литературе определяется также его литературной теорией и
тем, что он является основоположником детективного жанра. Его влияние ощутимо в
произведениях таких разных авторов, как Ш.Бодлер, А.Теннисон, Ф.М.Достоевский,
А.Конан Дойл.
По родился 19 января 1809 в Бостоне, был вторым ребенком в
семье актеров Дэвида По-младшего и Элизабет Арнолд По. Родители По умерли вскоре
после его рождения, и мальчик был отдан на воспитание Джону Аллану из Ричмонда.
Фамилия Аллана стала вторым именем По. Получил классическое образование в
частной школе Ричмонда и в Англии, где пробыл с Алланами с 1815 по 1820.
Сочинять стихи начал в раннем возрасте. В 1826 поступил в Виргинский
университет, проучился один семестр (за это время его невеста Сара Эльмира
Ройстер вышла замуж за некоего Шелтона) и вернулся в Ричмонд, наделав карточные
долги. Последовала ссора с Алланами, и По оставил их дом. Незадолго до этого
перенес мозговую травму, выливавшуюся в периодические нервные припадки.
В 1827 По вернулся, возможно через Балтимору, в Бостон, где в начале
лета вышел его сборник Тамерлан и другие стихотворения (Tamerlane and Other
Poems). В том же году записался в армию и был послан в форт Моултри, но спустя
два года, вскоре после смерти приемной матери, Аллан помог ему уволиться из
армии. В ноябре 1829 был издан второй сборник Аль-Аарааф, Тамерлан и малые
стихотворения (Al Aaraaf, Tamerlane, and Minor Poems). В 1830 По поступил в
военную академию Вест-Пойнт, но в самом начале следующего года добился
отчисления. Приехав в Нью-Йорк, выпустил книгу Стихотворения (Poems, 1831), в
которую вошли первые варианты лучших его произведений, в т.ч. Израфил (Israfel)
и К Елене (To Helen). В 1832 в филадельфийском журнале «Сатердей курир»
появились новеллы По, а в 1833 новелла Рукопись, найденная в бутылке (MS Found
in a Bottle), повествующая о корабле, несущемся к гибели в «неизмеримых
океанских пучинах», получила премию на конкурсе «Балтимор сатердей визитер». В
1833 По написал трагедию Полициано (Politian), полностью опубликованную только в
1923. В 1835 начал редакторскую деятельность в журнале «Сазерн литерари
мессенджер», где печатал содержательные и зачастую едкие статьи и рецензии и
рассказы о причудливом и ужасном. 16 мая 1836 обвенчался в Ричмонде со своей
кузиной Виргинией Клемм, которой еще не исполнилось 14 лет; и заботы по дому
взяла на себя ее мать. Сотрудничество с «Мессенджером» прекратилось в январе
1837, когда По был уволен за пьянство, и вскоре после этого он переехал в
Нью-Йорк. Здесь вышла Повесть о приключениях Артура Гордона Пима (The Narrative
of Arthur Gordon Pym, 1838), в которой реалистическая основа соединяется с
безудержной фантазией. В начале 1839 По жил в Филадельфии, редактировал журнал
«Бертонз джентлменз мэгэзин». Вынужден был заниматься литературной поденщиной,
сочиняя книги по естественной истории, в т.ч. Первую книгу конхиолога (The
Conchologists' First Book, 1839), а в 1840 написал серию знаменитых статей о
криптографии. Двухтомное собрание новелл Гротески и арабески (Tales of the
Grotesque and Arabesque) вышло в 1840. В 1841–1842 По работал редактором в
журнале «Грэхемз мэгэзин», напечатав там Убийства на улице Морг (The Murders in
the Rue Morgue) – первый детективный рассказ в мировой литературе. Огромным
успехом у читателей пользовалась получившая приз одной из филадельфийских газет
новелла Золотой жук (The Gold Bug), в которой расшифровка криптограммы сопряжена
с поисками клада. В 1844 По переехал в Нью-Йорк, опубликовал Историю с воздушным
шаром (Balloon Hoax), работал в «Нью-Йорк миррор». 29 января 1845 в «Нью-Йорк
ивнинг миррор» был напечатан Ворон (The Raven), упрочивший поэтическую славу По.
В феврале 1845 По стал сотрудником «Бродвей джорнал», где напечатал в
переработанном виде большинство публиковавшихся ранее новелл. В 1845 появился
прозаический сборник (Tales) и Ворон и другие стихотворения (The Raven and Other
Poems). После смерти жены 1847 По долго болел, единственное значительное
произведение, опубликованное в 1847, – стихотворение Улялюм (Ulalume). Зато он
был чрезвычайно активен в 1848–1849, написав Колокола (The Bells), шедевр
поэтической ономатопеи, стансы Анни (For Annie), стихотворение Аннабель Ли
(Annabel Lee) и героическое по духу Эльдорадо (Eldorado). В 1848 вышла его
прозо-поэма Эврика (Eureka), развивающая мистические космологические идеи, во
многом почерпнутые у астронома Дж.П.Никола. К концу 1848 По был недолго
помолвлен с поэтессой Сарой Хелен Уитмен; в июле-сентябре 1849 в Ричмонде вновь
обручился с овдовевшей к тому времени Сарой Шелтон, в которую был влюблен в
юности. Последующие его передвижения до конца не выяснены. Вероятно, он покинул
Ричмонд утром 27 сентября, а 3 октября его обнаружили в балтиморском трактире
уже в безнадежном состоянии. Сегодня произведения По переведены на все основные
языки мира, переводы новелл По на французский, выполненные Ш.Бодлером, получили
мировую известность, а прозаический перевод С.Малларме существенно повлиял на
современный верлибр. Литературные наставления По, касавшиеся жанра новеллы, не
возымели бы действия, если бы он не реализовал их столь блестяще на практике. В
рассказе Сердце-обличитель (The Tell-Tale Heart) По добивался впечатления, что
его герой безумен, и отрицая свое безумие, он лишь подтверждает его: «Ну да! Я
нервен, нервен ужасно – дальше уж некуда; всегда был и остаюсь таким; но откуда
вы взяли, что я – сумасшедший? Болезнь лишь обострила мою восприимчивость, а не
нарушила, не притупила ее. Особенно же изощрился мой слух. Я слышал все сущее в
небесах и в недрах. Я слышал многое в преисподней. Какой же я сумасшедший? Вот
послушайте только! Да заметьте, как здраво и гладко поведу я свой рассказ».
(Пер. В.А.Неделина). По не было равных в умении так изобразить место действия и
создать такую атмосферу, что читателем овладевает страх. Тревожная обстановка,
воссозданная в самом начале новеллы Падение дома Ашеров (The Fall of the House
of Usher), уже предвещает последующие жуткие события: «В течение всего унылого,
темного, глухого осеннего дня, когда тучи нависали гнетуще низко, я в
одиночестве ехал верхом по удивительно безрадостной местности и, когда сумерки
начали сгущаться, наконец обнаружил в поле моего зрения Дом Ашеров». (Пер.
В.В.Рогова). Главные свои новеллы Береника (Berenice), Лигейя (Ligeia) и свой
шедевр Падение дома Ашеров По напечатал в 1830-е годы. Новеллы, демонстрирующие
аналитические способности ума и опубликованные в 1842–1845 (Убийства на улице
Морг, Золотой жук, Украденное письмо – The Purloined Letter), заложили основы
детективного жанра. Маска Красной Смерти (The Masque of the Red Death, 1843),
Черный кот (The Black Cat, 1843), Сердце-обличитель (1843) и Бочонок амонтильядо
(The Cask of Amontillado, 1846) – классические образцы «новеллы ужаса». В
последние годы жизни писатель отдал дань мрачному реализму, как, например, в
рассказе Прыг-Скок (Hop-Frog, 1849). Его юмористические истории сейчас не
слишком популярны, хотя в Как писать рассказ для «Блэквуда» По пародирует
собственную литературную манеру. В Философии творчества (Philosophy of
Composition, 1846) он описал процесс работы над Вороном. Умер По в Балтиморе 7
октября 1849.