БЁРНС, РОБЕРТ (Burns, Robert) (1759–1796), шотландский поэт. Родился 25 января
1759 в Аллоуэе (графство Эр) в семье огородника и фермера-арендатора Уильяма
Бёрнса. Роберт и его брат Гилберт два года ходили в школу. В 1765 отец взял в
аренду ферму Маунт-Олифант, и Роберт с 12 лет батрачил как взрослый работник,
недоедал и перенапрягал сердце. Он читал все, что подворачивалось под руку, – от
грошовых брошюрок до Шекспира и Мильтона. В школе он слышал только английскую
речь, но от матери и старой прислуги и из тех же брошюрок приобщился к языку
шотландских баллад, песен и сказок.
В 1777 отец перебрался на ферму
Лохли близ Тарболтона, и для Роберта началась новая жизнь. В Тарболтоне он нашел
себе компанию по душе и скоро стал в ней верховодом. В 1780 Бёрнс и его друзья
организовали веселый «Клуб холостяков», а в 1781 он вступил в масонскую ложу. 13
февраля 1784 отец умер, и на оставшиеся после него деньги Роберт и Гилберт
перевезли семью на ферму Моссгил близ Мохлина. Еще раньше, в 1783, Роберт начал
записывать в тетрадь свои юношеские стихи и изрядно высокопарную прозу. Связь со
служанкой Бетти Пейтон привела к появлению на свет его дочери 22 мая 1785.
Местные клирики воспользовались случаем и наложили на Бёрнса епитимью за
блудодейство, однако это не мешало мирянам смеяться, читая ходившие в списках
Святую ярмарку и Молитву святоши Вилли.
В начале 1784 Бёрнс открыл для
себя поэзию Р.Фергюссона и понял, что шотландский язык отнюдь не варварский и
отмирающий диалект и способен передать любой поэтический оттенок – от соленой
сатиры до лирических восторгов. Он развил традиции Фергюссона, особенно в жанре
афористической эпиграммы. К 1785 Бёрнс уже приобрел некоторую известность как
автор ярких дружеских посланий, драматических монологов и сатир.
В 1785
Бёрнс полюбил Джин Армор (1765–1854), дочь мохлинского подрядчика Дж.Армора.
Бёрнс выдал ей письменное «обязательство» – документ, по шотландскому праву
удостоверявший фактический, хоть и незаконный брак. Однако репутация у Бёрнса
была настолько плохая, что Армор порвал «обязательство» в апреле 1786 и
отказался взять поэта в зятья. Еще до этого унижения Бёрнс решил эмигрировать на
Ямайку. Неверно, будто он издал свои стихотворения, чтобы выручить деньги на
дорогу, – мысль об этом издании пришла к нему позже. Напечатанные в Кильмарноке
Стихотворения преимущественно на шотландском диалекте (Poems, Chiefly in the
Scottish Dialect) поступили в продажу 1 августа 1786. Половина тиража в 600
экземпляров разошлась по подписке, остальное было продано за несколько недель.
Слава пришла к Бёрнсу едва ли не в одночасье. Знатные господа распахнули перед
ним двери своих особняков. Армор отказался от иска, от Бетти Пейтон откупились
20 фунтами. 3 сентября 1786 Джин родила двойню. Местная знать советовала Бёрнсу
забыть об эмиграции, поехать в Эдинбург и объявить общенациональную подписку. Он
прибыл в столицу 29 ноября и при содействии Дж.Каннингема и других заключил 14
декабря договор с издателем У.Кричем. В зимний сезон Бёрнс был нарасхват в
светском обществе. Ему покровительствовали «Каледонские охотники», члены
влиятельного клуба для избранных; на собрании Великой масонской ложи Шотландии
его провозгласили «Бардом Каледонии». Эдинбургское издание Стихотворений (вышло
21 апреля 1787) собрало около трех тысяч подписчиков и принесло Бёрнсу примерно
500 фунтов, включая сто гиней, за которые он, послушавшись дурного совета,
уступил Кричу авторские права. Около половины вырученных денег ушло на помощь
Гилберту и его семье в Моссгиле. Перед отъездом из Эдинбурга в мае Бёрнс
познакомился с Дж.Джонсоном, полуграмотным гравером и фанатичным любителем
шотландской музыки, который незадолго до того издал первый выпуск «Шотландского
музыкального музеума» («The Scots Musical Museum»). С осени 1787 до конца жизни
Бёрнс фактически был редактором этого издания: собирал тексты и мелодии,
дополнял сохранившиеся отрывки строфами собственного сочинения, утраченные или
непристойные тексты заменял своими. Он так преуспел в этом, что без
документированных свидетельств зачастую невозможно установить, где народные
тексты, а где тексты Бёрнса. Для «Музеума», а после 1792 для более изысканных,
но и менее ярких «Избранных самобытных шотландских мелодий» («Select Collection
of Original Scottish Airs», 1793–1805) Дж.Томсона он написал более трехсот
текстов, каждый на свой мотив. Бёрнс триумфатором возвратился в Мохлин 8 июля
1787. Полгода славы не вскружили ему голову, однако изменили отношение к нему в
деревне. Арморы радушно приняли его, и он возобновил отношения с Джин. Но
эдинбургская служанка Пегги Камерон, родившая ребенка от Бёрнса, подала на него
в суд, и он снова отправился в Эдинбург. Там он 4 декабря познакомился с
образованной замужней дамой Агнес Крэг М'Лехуз. Через три дня он вывихнул колено
и, прикованный к постели, затеял с «Клариндой», как она себя называла, любовную
переписку. Вывих имел и более существенные последствия. Пользовавший Бёрнса врач
был знаком с Комиссаром по акцизу в Шотландии Р.Грэмом. Узнав о желании поэта
служить в акцизе, он обратился к Грэму, тот разрешил Бёрнсу пройти надлежащее
обучение. Поэт прошел его весной 1788 в Мохлине и Тарболтоне и 14 июля получил
диплом. Перспектива альтернативного источника заработка придала ему смелости
подписать 18 марта контракт на аренду фермы Эллисленд. Узнав, что Джин опять
забеременела, родители выгнали ее из дома. Бёрнс вернулся в Мохлин 23 февраля
1788 и, судя по всему, сразу признал ее своей женой, хотя оглашение состоялось
только в мае, а церковный суд утвердил их брак лишь 5 августа. 3 марта Джин
родила двух девочек, которые вскоре умерли. 11 июня Бёрнс приступил к работе на
ферме. К лету 1789 стало ясно, что в близком будущем Эллисленд дохода не
принесет, и в октябре Бёрнс по протекции получил должность акцизного в своем
сельском районе. Он прекрасно ее исполнял; в июле 1790 его перевели в Дамфрис. В
1791 Бёрнс отказался от аренды Эллисленда, переехал в Дамфрис и зажил на
жалование акцизного. Творческая работа Бёрнса на протяжении трех лет в
Эллисленде сводилась в основном к текстам для джонсоновского «Музеума», за одним
серьезным исключением – повести в стихах Тэм О'Шентер (Tam O'Shanter). В 1789
Бёрнс познакомился с собирателем древностей Фр.Гроузом, который составлял
двухтомную антологию Шотландская старина (The Antiquities of Scotland). Поэт
предложил ему дать в антологии гравюру с изображением аллоуэйской церкви, и тот
согласился – с условием, что Бёрнс напишет к гравюре легенду о ведьмовстве в
Шотландии. Так возникла одна из лучших баллад в истории литературы. Между тем
разгорались страсти вокруг Великой французской революции, которую Бёрнс принял с
энтузиазмом. Пошли расследования относительно лояльности государственных
служащих. К декабрю 1792 на Бёрнса накопилось столько доносов, что в Дамфрис
прибыл Главный акцизный Уильям Корбет, дабы лично проводить дознание. Стараниями
Корбета и Грэма все кончилось тем, что Бёрнса обязали не болтать лишнего. Его
по-прежнему намеревались продвигать по службе, но в 1795 он начал терять
здоровье: ревматизм сказался на ослабленном еще в отрочестве сердце. Умер Бёрнс
в Дамфрисе 21 июля 1796. Бёрнса превозносят как романтического поэта – в
обиходном и литературном смысле этого определения. Однако миропонимание Бёрнса
опиралось на практичное здравомыслие крестьян, среди которых он вырос. С
романтизмом он в сущности не имел ничего общего. Напротив, его творчество
знаменовало последний расцвет шотландской поэзии на родном языке – поэзии
лирической, земной, сатирической, подчас озорной, традиции которой были заложены
Р.Хенрисоном (ок. 1430 – ок. 1500) и У.Данбаром (ок. 1460 – ок. 1530), забыты в
эпоху Реформации и возрождены в 18 в. А.Рамзеем и Р.Фергюсоном.