Бичер - Стоу (Beecher-Stowe) Гарриет (14.06.1811 года, Личфилд - 01.07.1896
года, Флорида) - американская писательница, поборница освобождения негров от
рабства.
Родилась и выросла в пасторской, аболиционистски настроенной
семье. Отец писательницы, Лиман Бичер, неоднократно скрывал у себя в доме
беглецов-негров. Муж писательницы, Стоу, был преподавателем богословия.
Литературная деятельность Бичер-Стоу протекала в разгар аболиционистского
движения в Америке. После ряда повестей для детей, прошедших незамеченными,
Бичер-Стоу в 1851-1852 напечатала свой лучший роман «Хижина дяди Тома». Первыми
ценителями этого произведения были 10–12-летние дети писательницы, которым она
читала роман в рукописи. В биографии матери Чарлз Стоу рассказывает, что когда
она сидела в церкви на службе, «вдруг, словно разворачивающееся полотно, перед
ее мысленным взором возникла сцена смерти дяди Тома. Она была так потрясена, что
едва сдержала рыданья. Придя домой, она немедленно взяла ручку и бумагу и
записала видение, которое ворвалось в ее душу, как будто было принесено мощным
ветром. Собрав вокруг себя семью, она прочла написанное. Двое младших, десяти и
двенадцати лет, затряслись от слез, и один из них сказал, рыдая: «О, мама!
Рабство самая жестокая вещь на свете».
Писательница с такой живостью
принялась превращать свое видение в рукопись, что уже 5 июня 1851 года в газете
«Национальная Эрф» в Вашингтоне началось серийное издание еще не законченной
книги. Сначала предполагалось, что повесть займет всего несколько номеров, но
интерес к ней оказался так велик, а сама Бичер-Стоу так убеждена, что совершает
святое дело, что серия продолжалась до апреля следующего года. Когда издание
закончилось, «Эра» писала: «Миссис Стоу наконец завершила свое великое дело. Мы
не помним какого-либо произведения американского писателя, возбудившего более
широкий и глубокий интерес». За это издание она получила триста
долларов.
«Хижина дяди Тома» — широкая картина рабовладельческого
быта в южных штатах Америки: тяжелое положение невольников, потрясающие сцены
торговли живым товаром, страдания матерей, отрываемых от своих детей, геройство
черных мучеников, нарастающее движение аболиционистов — все это волнующе ярко
изображено Бичер-Стоу. Роман проникнут христианской моралью. Негр Том терпеливо
несет бремя рабства и молится за своих врагов. «Хижина дяди Тома» — страстный
памфлет против рабства, но наряду с резкой проповедью против него в общественном
плане — это попытка примирить рабов с господами в плане религиозном. Роман
вызвал сочувствие одних общественных кругов и негодование других. Он был
переведен на двадцать языков и разошелся в миллионах экземпляров. Хотя тема его
и не отличалась новизной, все же эмоционально-насыщенный роман Бичер-Стоу
наиболее удачно отвечал настроениям и духу времени. В год издания роман был
переделан в пьесу; инсценировка имела огромный успех (150 постановок сряду в
Нью-Йорке). В начале ХХ века роман переработан и в кинофильм, довольно
популярный в свое время. Отслужив свою общественную службу, «Хижина дяди Тома»
стала излюбленным детским чтением. Дальнейшая литературная деятельность
Бичер-Стоу не представляет особого интереса. Она осталась горячей противницей
рабства, поборницей женского равноправия, и в то же время проповедницей
христианской морали, переходящей в узкий пуританизм.