РАСПУТИН Валентин Григорьевич (р. 15.03.1937), русский писатель и общественный
деятель.
Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в
крестьянской семье. После школы поступил на историке-филологический факультет
Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом
молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже
этот очерк под заголовком "Я забыл спросить у Лешки" был опубликован в альманахе
"Ангара" (1961).
Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет
работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве.
Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном
позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба".
В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на
совещание молодых писателей Сибири В.Чивилихину, который стал "крестным отцом"
начинающего прозаика.
Первая книга рассказов Распутина "Человек с этого
света" была издана в 1967 в Красноярске. В том же году выходит повесть "Деньги
для Марии".
В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний
срок" (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.
Затем последовали
повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), поставившие их
автора в ряд лучших современных русских писателей.
В 1981 вышли новые
рассказы: "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи - век люби".
Появление в 1985 повести Распутина "Пожар", отличающейся остротой и
современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
В последние
годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической
деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ "В ту же
землю"; очерки "Вниз по Ленереке"; в 1996 - рассказы "Поминный день"; в 1997 -
"Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером"). Живет и работает
в Иркутске.
Коренной сибиряк из с. Усть-Уда на Ангаре, ныне
подтопленного водохранилищем Братской ГЭС. Окончил Иркутский университет в 1959.
Публиковаться начинал в местной печати с очерков и рассказов, отмеченных
несомненным дарованием, но на уровне сибирско-таежной романтики. Крупным успехом
Распутина, принесшим ему литературную славу, стала повесть "Деньги для Марии”
(1967), в которой выразилась основная идея писателя — торжество добра и
справедливости над миром корысти и своеволия. Распутин тогда же был причислен
столичными оценщиками к числу писателей "деревенской прозы”, хотя даже сюжетно
никогда не ограничивался описаниями сельской жизни. Развивали литературный успех
Распутина последовавшие затем повести и рассказы ("Последний срок”, 1970, "Живи
и помни”, 1974, "Прощание с Матёрой”, 1976, и др.). В образах его героев
выражается огромное душевное богатство русского человека — доброта,
совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь,
сердечность, душевная щедрость, нестяжательство.
Человек может жить
полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего
народа. В повести "Прощание с Матёрой” Распутин показывает, как русский человек
относится к разрушению своего национального мира "именем прогресса”. По приказу
сверху должна исчезнуть с лица земли, быть затоплена одна из многих русских
деревень. Крестьян насильственно переселяют в другое место — в "перспективное”
село, построенное бездарными, чуждыми русскому народу "специалистами” без любви
к людям, которым тут жить”. Простая русская женщина Дарья пять лет
сопротивляется, защищая свой старый дом и всю деревню от погрома. Для нее Матёра
и ее дом — воплощение Родины. Отстаивает Дарья не старую избу, а Родину, где
жили ее деды и прадеды, и каждое бревно не только ее, но и пращуров ее. Сердце
ее русское болит — "как в огне оно, христовенькое, горит и горит, ноет и ноет”.
Как точно отмечал критик Ю. Селезнев: "Название острова и села — Матёра — не
случайно у Распутина. Матёра конечно же идейно образно связано с такими родовыми
понятиями, как мать (мать — Земля, мать — Родина), материк — земля, окруженная
со всех сторон океаном (остров Матёра — это как бы "малый материк”).
Космополитическое наступление так называемого мирового прогресса, превращение
человека в бездушный винтик потребительского мира разрушает духовную
цивилизацию, подрубает основы православного мировоззрения, которое так стойко
защищает Дарья. Предавая свою малую Родину, человек теряет истоки самого
главного в жизни, деградирует как личность, жизнь его становится серой и
бесцельной. Событием в идейной жизни общества стала повесть Распутина "Пожар”
(1985). Это суровое художественное предостережение о грядущей народной беде:
духовном упадке, следом за которым идет упадок социальный. С началом
"перестройки” Распутин, до того сторонившийся заседательской суеты, включился в
широкую общественно-политическую борьбу. Он был одним из самых деятельных
противников вредительского "поворота северных рек” (проект Бергера был отменен в
июле 1987). В 1989-91 — депутат Верховного Совета СССР, выступал с горячими
патриотическими речами, впервые процитировал слова П.А. Столыпина о "великой
России” ("Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия”). Состоял в
руководстве Русского Национального собора и Фронта национального спасения. Потом
публично заявил, что "политика — дело грязное”.