ВАСИЛЬЕВ, БОРИС ЛЬВОВИЧ (р. 1924), русский писатель. Родился 21 мая 1924 в
Смоленске. Сын кадрового офицера; мать – из известной семьи народников,
участвовавших в организации кружка «чайковцев» и «фурьеристских» коммун в
Америке. Ушел на фронт добровольцем после окончания 9-го класса, в 1943, после
контузии, направлен в Военную академию бронетанковых и механизированных войск.
Окончив ее в 1948, работал на Урале.
Печатается с 1954 (пьеса о
послевоенной армии Танкисты; готовившийся в 1955 спектакль по ней под названием
Офицеры по цензурным соображениям был снят). Увлечение сценой, свойственное
Васильеву с детских лет, проявлялось и в создании пьес Стучите и откроется
(1955), Отчизна моя, Россия... (1962, совм. с К.И.Рапопортом), сценариев ряда
кинофильмов (Очередной рейс, 1958; Длинный день, 1960, и др.) и телевизионных
передач. Истинный успех пришел к Васильеву после публикации повести А зори здесь
тихие... (1969), инсценированной (1971) и экранизированной (1972, реж.
С.И.Ростоцкий; Государственная премия СССР, 1975), определившей основную тему
(несовместимость естественного человеческого, жизнерождающего и милосердного
начала, воплощаемого, как правило, в женских образах, – и войны) и тональность
творчества писателя (трагизм неизбежной гибели благородных и бескорыстных душ в
столкновении с жестокостью и несправедливостью «силы», сочетающийся с
сентиментально-романтической идеализацией «положительных» образов и сюжетным
мелодраматизмом). В обозначенном русле лежат и другие произведения Васильева,
тематически обращенные прежде всего к военным и предвоенным годам, а в
концептуальном плане выдвигающие на первый план этические проблемы любви,
верности, товарищества, сострадания, нравственного долга и искреннего чувства в
их противостоянии циническому прагматизму, шкурничеству и официальному
догматизму (повести Иванов катер, 1967, опубл. 1970; Самый последний день, 1970;
В списках не значился, 1974; Завтра была война, 1976; рассказы Ветеран, 1976;
Великолепная шестерка, 1980; Встречный бой, 1979; Кажется, со мной пойдут в
разведку, 1980; Вы чье, старичье?, 1982, Неопалимая купина, 1986; роман Не
стреляйте в белых лебедей, 1973). Светлые образы девушек, соединивших в себе
неистовое правдолюбие и стойкость народоволок (Женя из повести А зори здесь
тихие..., Искра из повести Завтра была война и др.) и жертвенную преданность
высокому делу и любимым (героиня повести В списках не значился и др.), цельные и
чистые образы современников (как на войне – старшина Васков, лейтенант
Плужников, так и в мирное время – Егор Полушкин, деревенский «придурок»,
«бедоносец», стоящий в одном ряду с традиционными в русской литературе, от
Ф.М.Достоевского до В.М.Шукшина, «святыми» чудаками, гибнущий в борьбе с
браконьерами, покушающимися в корыстных целях на жизнь природы) в той или иной
мере (и зачастую в повторяющейся художественной манере) проводят принципиальную
для Васильева мысль о ложности и опасности для человека насильственных вторжений
в естественный и прекрасный ход бытия. Психология во многом типичного для
поколения Васильева соотечественника – сына бурной и неоднозначной эпохи –
раскрывается в автобиографической повести писателя Летят мои кони (1982).
Искания и пути российской интеллигенции в контексте отечественной истории 19–20
вв. – основное содержание романов Были и небыли (1977–1980), И был вечер, и было
утро (1987), Вам привет от бабы Леры... (1988), Утоли моя печали (1997),
Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда (1998), во многом
построенных на фактах коллективной биографии семьи самого Васильева. Проблемы
«смутного времени» (исторического «тупика» и поиски выхода из него) –
центральные в исторических романах Васильева Вещий Олег (1996) и Князь Ярослав и
его сыновья (1997). Сходные вопросы поднимает писатель и в своих многочисленных
публицистических статьях 1980–1990х годов, призывающих к установлению приоритета
национальной культуры над политикой (пример чему подал сам Васильев, выйдя в
1989 из КПСС, в которой состоял с 1952, а с начала 1990-х отойдя и от участия в
«перестроечных» политических акциях). В 1997 писатель был удостоен премии им.
А.Д.Сахарова «За гражданское мужество».