СЕВЕРЯНИН, ИГОРЬ (1887–1941), настоящие имя и фамилия Игорь Васильевич Лотарев,
русский поэт. Родился 4 (16) мая 1887 в Петербурге в семье офицера. Из-за
сложных отношений между родителями провел отрочество в Сойволе близ г. Череповца
Новгородской губ., где находилась усадьба дяди. Учился в Череповецком реальном
училище, затем уехал на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого
агента. Жизнь на Дальнем Востоке в годы русско-японской войны способствовала
тому, что среди любовной лирики, которую начал писать Северянин, появились стихи
на патриотические темы. Стихотворение Гибель Рюрика было опубликовано в журнале
«Слово и Дело» (1905).
К 1913, согласно его собственной анкетной записи,
Северянин издал 35 стихотворных книг, каждая из которых состояла из двух
страниц. В ранних стихах ощутимо влияние поэтов К.Фофанова и М.Лохвицкой. В
отличие от многих поэтов Серебряного века, Северянин избежал влияния
символистов. В 1911 организовал в Петербурге литературную группу «Ассоциация
эгофутуристов», в которую вошли И.Игнатьев, К.Олимпов, В.Гнедов, Г.Иванов и др.
Программа эгофутуристов, сформулированная Северяниным, предусматривала
самоутверждение личности, поиски нового без отвергания старого, смелые образы,
эпитеты, ассонансы и диссонансы, осмысленные неологизмы и т.п. Сам Северянин
создал множество поэтических неологизмов: безгрезье, чернобровье, лесофея,
ветропросвист, лилиебатистовая и др. Впоследствии В.Маяковский признавал, что
многому научился у него в сфере словотворчества. Вскоре Северянин расстался с
эгофутуристами, на некоторое время примкнул к кубофутуристам, но и этот союз
длился недолго.
В 1913 Северянин издал в московском издательстве «Гриф»
свою первую большую книгу стихов Громокипящий кубок, с предисловием Ф.Сологуба.
Строфа стихотворения Ф.Тютчева дала название сборнику. В первой части сборника,
Сирень моей весны, детская чистота и непосредственность чувств сочеталась с
манерным эстетизмом. Вторая часть, Мороженое из сирени, была посвящена теме
вмешательства цивилизации в мир естественных человеческих отношений. Персонажами
стихотворений этой части сборника были «грезэрки», «эксцессерки», «экстазеры» и
другие обитатели вывернутого наизнанку современного мира. В третьей части, За
струнной изгородью лиры, поэт обретал идеал в искусстве и облагороженной
человеком природе. Об этом свидетельствуют названия стихов – Врубель, На смерть
Фофанова, Коктебель и др. Северянин утверждал в стихах мысль о том, что мир
спасется благодаря красоте и поэзии. Четвертая часть сборника – поэтический
манифест эгофутуризма. «Я царь страны несуществующей», – сказал Северянин в этой
части Громокипящего кубка. В его поэзии прекрасная несуществующая страна
называлась Миррэлия (в честь Мирры Лохвицкой). Выход Громокипящего кубка сделал
Северянина кумиром читающей публики. В течение двух лет книга выдержала семь
изданий. Северянин сознательно культивировал свой образ изысканного
поэта-кумира. Он появлялся на поэтических вечерах с орихедеей в петлице, называл
свои стихи «поэзами», читал в напевном ритме, отвечавшем их ярко выраженной
музыкальности. «Поэт и его слава» – эта тема заняла важное место в творчестве
Северянина. Ему принадлежат знаменитые строки: «Я, гений Игорь Северянин, /
Своей победой упоен: / Я повсеградно оэкранен! / Я повсесердно утвержден!»
Однако лирический герой поэз Северянина существенно отличался от самого поэта.
Его близкий друг Г.Шенгели вспоминал: «Игорь обладал самым демоническим умом,
какой я только встречал... Игорь каждого видел насквозь, непостижимым чутьем,
толстовской хваткой проникал в душу, и всегда чувствовал себя умнее
собеседника...». Северянин утверждал право поэта быть аполитичным и писать так,
как это ему свойственно, вне зависимости от общественных событий. В разгар
Первой мировой войны выпустил сборник Ананасы в шампанском (1915), образный
строй которого соответствовал названию. После Октябрьской революции Северянин
поселился в Эстонии. Жил в уединении в рыбачьем поселке Тойла. Ему удалось
издать несколько поэтических книг, в числе которых Падучая стремнина. Роман в
стихах (1922), Соловей (1923) и др. В стихотворении Классические розы (1925)
Северянин пророчески написал: «Как хороши, как свежи будут розы, / Моей страной
мне брошенные в гроб!» Несмотря на то, что Северянина считали «буржуазным», в
1918 на вечере в Политехническом музее в Москве он был назван «королем поэтов»,
победив Маяковского. Многие его стихи были положены на музыку и исполнялись
А.Вертинским. Умер Северянин в Таллинне 20 декабря 1941.