ПЕТРАРКА, ФРАНЧЕСКО (Petrarca, Francesco) (1304–1374) итальянский поэт,
признанный литературный арбитр своего времени и предтеча европейского
гуманистического движения.
Родился 20 июля 1304 в Ареццо, куда в связи с
политическими волнениями бежал его отец, флорентийский нотариус. Спустя семь
месяцев мать увезла Франческо в Анчизу, где они оставались до 1311. В начале
1312 вся семья переехала в Авиньон (Франция). После четырех лет занятий с
частным учителем Франческо отдали в юридическую школу в Монпелье. В 1320 вместе
с братом он отправился в Болонью продолжить изучение юриспруденции. В апреле
1326, после смерти отца, оба брата вернулись в Авиньон. К тому времени Петрарка
уже выказывал несомненную склонность к литературным занятиям.
В 1327, в
Страстную Пятницу, в авиньонской церкви он встретил и полюбил девушку по имени
Лаура – больше о ней ничего не известно. Именно она вдохновила Петрарку на
лучшие его стихи.
Чтобы зарабатывать на жизнь, Петрарка решил принять
сан. Он был рукоположен, но вряд ли когда-либо совершал богослужения. В 1330 он
поступил капелланом к кардиналу Джованни Колонна, в 1335 получил первый
бенефиций.
В 1337 Петрарка приобрел небольшое имение в Воклюзе, долине
близ Авиньона. Там он начал два произведения на латыни – эпическую поэму Африка
(Africa) о победителе Ганнибала Сципионе Африканском и книгу О славных мужах (De
viris illustribus) – свод биографий выдающихся людей античности. Тогда же начал
писать лирические стихи на итальянском языке, стихи и письма на латыни, принялся
за комедию Филология (Filologia), ныне утраченную. К 1340 литературная
деятельность Петрарки, его связи с папским двором и дальние путешествия стяжали
ему европейскую славу. 8 апреля 1341 по решению римского сената он был увенчан
лаврами поэта-лауреата.
1342–1343 Петрарка провел в Воклюзе, где
продолжил работу над эпической поэмой и биографиями, а также, по образцу
Исповеди св. Августина, написал книгу-исповедь Моя тайна (Secretum Meum) в форме
трех диалогов между св. Августином и Петраркой перед судом Истины. Тогда же
написаны или начаты Покаянные псалмы (Psalmi poenitentialis); О достопамятных
событиях (Rerum memorandum libri) – трактат об основных добродетелях в форме
сборника анекдотов и биографий; дидактические поэмы Триумф Любви (Triumphus
Cupidinis) и Триумф Целомудрия (Triumphus Pudicitie), написанные терцинами; и
первая редакция книги лирических стихов на итальянском языке – Канцоньере
(Canzoniere).
К концу 1343 Петрарка отправился в Парму, где пробыл до
начала 1345. В Парме он продолжил работу над Африкой и трактатом О достопамятных
событиях. Оба произведения он не закончил и, похоже, больше к ним не
возвращался. В конце 1345 Петрарка вновь приехал в Воклюз. Летом 1347 он с
энтузиазмом встретил восстание, поднятое в Риме Колой ди Риенцо (впоследствии
подавленное). За этот период он написал восемь из двенадцати аллегорических
эклог Буколических песен (Bucolicum carmen, 1346–1357), два прозаических
трактата: Об уединенной жизни (De vita solitaria, 1346) и О монашеском досуге
(De otio religioso, 1347) – о благотворном влиянии уединенной жизни и праздности
на творческий ум, а также принялся за вторую редакцию Канцоньере.
Возможно, именно симпатии к восстанию Колы ди Риенцо побудили Петрарку
предпринять в 1347 путешествие в Италию. Однако его желание присоединиться к
восстанию в Риме угасло, как только он узнал о совершенных Колой жестокостях. Он
снова остановился в Парме. В 1348 чума унесла жизни кардинала Колонны и Лауры. В
1350 Петрарка познакомился и подружился с Джованни Боккаччо и Франческо Нелли.
За время пребывания в Италии он написал еще четыре эклоги и поэму Триумф Смерти
(Triumphus Mortis), приступил к поэме Триумф Славы (Triumphus Fame), а также
начал Стихотворные послания (Epistolae metricae) и письма в прозе.
Годы
1351–1353 Петрарка провел по преимуществу в Воклюзе, уделяя особое внимание
общественной жизни, особенно положению дел при папском дворе. Тогда же он
написал Инвективы против врачей (Invectiva contro medicum), критикуя методы
лечащих врачей папы. Большая часть писем, написанных в этот период и критикующих
обстановку в Авиньоне, позднее были собраны в книгу Без адреса (Liber sine
nomine).
В 1353 Петрарка по приглашению архиепископа Милана, Джованни
Висконти, поселился в Милане, где исполнял обязанности секретаря, оратора и
эмиссара. Тогда же он закончил Буколические песни и сборник Без адреса; начал
пространное сочинение О средствах против всякой фортуны (De remediis ultriusque
fortunae), куда в конечном итоге вошло более 250 диалогов о том, как совладать с
удачей и неудачей; написал Путь в Сирию (Itinerarium syriacum) – путеводитель
для паломников в Святую Землю. В 1361 Петрарка покинул Милан, спасаясь от
свирепствовавшей там чумы. Год он провел в Падуе, по приглашению семьи Каррара,
где закончил работу над сборником Стихотворные послания, а также сборником
Письма о делах частной жизни (Familiarum rerum libri XXIV), куда вошли 350 писем
на латыни. Тогда же Петрарка начал еще один сборник – Старческие письма
(Seniles), куда в конечном итоге вошли 125 писем, написанных между 1361 и 1374 и
разбитых на 17 книг. В 1362 Петрарка, по-прежнему спасаясь от чумы, бежал в
Венецию. В 1366 группа молодых последователей Аристотеля выступила с нападками
на Петрарку. Он ответил едкой инвективой О невежестве собственном и других людей
(De sui ipsius et multorum ignorantia). В 1370 Петрарка купил скромную виллу в
Арква, на Евганейских холмах. В 1372 военные действия между Падуей и Венецией
заставили его укрыться на время в Падуе. После поражения Падуи он вместе с ее
правителем отправился в Венецию вести мирные переговоры. В последние семь лет
жизни Петрарака продолжал совершенствовать Канцоньере (в последней редакции 1373
сборник озаглавлен по-латыни Rerum vulgarium fragmenta – Отрывки на народном
языке) и работал над Триумфами, куда в окончательной редакции вошло шесть
последовательных «триумфов»: Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и
Вечности. Умер Петрарка в Арква 19 июля 1374. Петрарка подверг ревизии
культурное наследие античности, тщательно анализируя тексты античных писателей и
восстанавливая их первоначальный вид. Сам он ощущал себя стоящим на стыке двух
эпох. Свой век он считал упадочным и порочным, однако не мог не усвоить
некоторых его пристрастий. Таковы, например, предпочтение учений Платона и св.
Августина аристотелевскому и томистскому, отказ Петрарки признать светскую
поэзию и активную жизнь препятствием на пути к христианскому спасению, взгляд на
поэзию как на высочайший вид искусства и познания, понимание добродетелей как
общего знаменателя античной и христианской культуры и, наконец, страстное
желание вернуть Риму положение центра цивилизованного мира. Петрарку мучил
глубокий внутренний конфликт, вызванный столкновением его убеждений и чаяний с
требованиями, предъявляемыми к христианину. Именно ему поэзия Петрарки обязана
своими высочайшими взлетами. Непосредственными же источниками вдохновения стали
безответная любовь к Лауре и преклонение перед доблестью и добродетелями
древних, воплощенными главным образом в фигуре Сципиона Африканского Старшего.
Петрарка считал Африку главным своим достижением, однако его «нерукотворным
памятником» стали Канцоньере – 366 разнообразных итальянских стихов, в основном
посвященных Лауре. Возвышенный лиризм этих стихов нельзя объяснить одним лишь
влиянием на Петрарку поэзии провансальских трубадуров, «сладостного нового
стиля», Овидия и Вергилия. Проводя параллель между своей любовью к Лауре и мифом
о Дафне, который Петрарка понимает символически – как рассказ не только о
мимолетной любви, но и о вечной красоте поэзии, – он привносит в свою «книгу
песней» новое, глубоко личное и лирическое переживание любви, облекая его в
новую художественную форму. Преклоняясь перед свершениями античных героев и
мыслителей, Петрарка в то же время рассматривает их достижения как знак глубокой
потребности в нравственном перерождении и искуплении, тоски по вечному
блаженству. Жизнь христианина полнее и богаче, поскольку ему дано понять, что
Божественный свет может обратить знания прошлого в истинную мудрость. Это же
преломление языческой мифологии в призме христианского мировосприятия
присутствует и в любовной лирике Петрарки, где в результате звучит тема
искупления. Лаура как Красота, Поэзия и Земная Любовь достойна преклонения, но
не ценой спасения души. Выход из этого кажущегося неразрешимым конфликта,
искупление, состоит скорее в усилии Петрарки добиться совершенного выражения
своей страсти, нежели в отречении, которым начинается и кончается сборник. Даже
грешная любовь может быть оправдана перед Господом как чистая поэзия. Первая
встреча Петрарки с Лаурой произошла, по его словам, в Страстную Пятницу.
Петрарка и в дальнейшем отождествляет любимую с религиозными, нравственными и
философскими идеалами, делая в то же время акцент на ее несравненной физической
красоте. Так его любовь оказывается на одном уровне с платоновскими вечными
идеями, ведущими человека к высшему благу. Но, хотя Петрарка и находится в
рамках поэтической традиции, берущей начало с Андрея Капеллана и закончившейся
«сладостным новым стилем», тем не менее ни любовь, ни любимая не являются у него
чем-то неземным, трансцендентным. Восхищаясь античными авторами, Петрарка
выработал латинский стиль, который был намного совершеннее латыни того времени.
Сочинениям на итальянском языке он не придавал значения. Возможно, поэтому
некоторые стихи в Канцоньере обладают сугубо формальными достоинствами : в них
он увлекается игрой слов, разительными контрастами и натянутыми метафорами. К
сожалению, именно эти черты охотнее всего переняли подражатели Петрарки (т.н.
петраркизм). Сонет Петрарки, одна из двух типических форм сонета (наряду с
шекспировским), отличается двучастным делением на начальное восьмистишие
(октаву) с рифмовкой abba abba и заключительное шестистишие (секстет) с
рифмовкой cde cde. В том или ином виде петраркизм проявился в большинстве
европейских стран. Достигнув пика в 16 в., он периодически возрождался вплоть до
недавнего времени. На ранней стадии подражали в основном сочинениям Петрарки на
латыни, позднее – Триумфам и, наконец Канцоньере, влияние которых оказалось
самым стойким. Среди известных поэтов и писателей Возрождения, в той или иной
мере испытавших влияние Петрарки, – Дж.Боккаччо, М.М.Боярдо, Л.Медичи и Т.Тассо
в Италии; маркиз де Сантильяна, А.Марк, Г.де ла Вега, Х.Боскан и Ф.де Эррера в
Испании; К.Маро, Ж.Дю Белле, М.Сев, П.Ронсар и Ф.Депорт во Франции; Дж.Чосер,
Т.Уайет, Г.Х.Сарри, Э.Спенсер, Ф.Сидни, Т.Лодж и Г.Констебл в Англии; П.Флеминг,
М.Опиц, Г.Веккерлин и Т.Хёк в Германии. В период романтизма Петрарка также нашел
поклонников и подражателей, из них наиболее примечательны У.Фосколо и
Дж.Леопарди в Италии; А.Ламартин, А.Мюссе и В.Гюго во Франции; Г.У.Лонгфелло,
Дж.Р.Лоуэлл и В.Ирвинг в Америке.