БАШЛАЧЕВ Александр Николаевич (27 мая 1962, Череповец —17 февраля 1988,
Ленинград), российский поэт, рок-музыкант, автор песен.
В 1982 окончил
факультет журналистики Уральского университета в Свердловске, после чего
вернулся в родной Череповец и работал в местных молодежных газетах. В этот
период он близко сошелся с местным рок-сообществом, публиковал проблемные статьи
о рок-н-ролле. Примерно в 1983 он неожиданно для многих начал писать стихи,
сразу же поразившие всех, кто их слышал. В сентябре 1984 состоялась его встреча
с опальным в ту пору музыкальным критиком и журналистом Артемием Троицким,
который поддержал молодого автора. Месяцем позже Башлачев уже оставил Череповец
и весь следующий год колесил по стране, поражая своих почитателей все новыми и
новыми песнями. В марте 1985 состоялось его первое публичное выступление в
Ленинграде, когда он, вместе с Юрием Шевчуком, спел несколько песен на
неофициальном концерте (запись этого концерта в 1995 была издана фирмой
«Manchester Files» под названием «Кочегарка»). В 1986 он переехал в Ленинград,
где вступил в местный рок-клуб. Башлачев участвовал в устном выпуске журнала
«Рокси», работал в знаменитой котельной «Камчатка» и выступил на 5-м
Ленинградском рок-фестивале в июне 1987 — фрагменты его выступления были отсняты
для фильма «Рок».
Тем же летом принял участие в работе над фильмом
«Барды проходных дворов» (в прокате — «Игра с неизвестным»), однако по неясным
причинам в последний момент отказался сниматься. К сожалению, предпринятая тогда
же попытка профессионально записать Башлачева для пластинки на ленинградском
отделении «Мелодии» так и не удалась.
В последний год своей жизни он
явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались не до конца ясны.
В начале 1988 в настроении Башлачева, казалось, наступил просвет: он дал
несколько концертов в Москве и запланировал свои новые выступления. Однако 17
февраля, уже по возвращении в Питер, Александр Башлачев покончил с собой,
выбросившись из окна квартиры, где он в то время жил, — похоже, что решение это
было принято не под влиянием момента, а стало результатом мучительного выбора.
За короткий промежуток времени Башлачев создал около ста песен,
принадлежащих к его «золотому запасу». Хотя на формирование его стиля и
поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича,
песни Гребенщикова и Науменко, поэтические эксперименты начала века и
древнерусская эпическая поэзия, Башлачев создал свой собственный художественный
мир.
В 1991 петербургское издательство «Новый Геликон» выпустило
единственное на сегодня собрание песен и стихов Башлачева «Посошок». Начиная с
1989 вышло более двух десятков пластинок, кассет и компакт-дисков с записями
Башлачева.
Он стал одним из наиболее значительных явлений в
отечественном бард-роке. В его многослойных стихах-песнях, полных неожиданных
ассоциаций, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и
сложных размеров, причудливо переплелись архаика и современность, былинные
сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество.