ТОЛСТАЯ, ТАТЬЯНА НИКИТИЧНА (1951) – русская писательница.
Родилась 3 мая
1951 в Ленинграде. Отец – академик-филолог Никита Толстой, деды – писатель
Алексей Толстой и переводчик Михаил Лозинский. В 1974 окончила отделение
классической филологии филфака ЛГУ, после чего переехала в Москву. До 1983
работала в Главной редакции Восточной литературы при издательстве «Наука».
Активно печататься начала при советской власти. Первая публикация –
рассказ На золотом крыльце сидели… появился журнале «Аврора» в 1983. Как критик
дебютировала в том же году статьей Клеем и ножницами.
В середине 80-х
написала и опубликовала в периодической печати около 20 рассказов (Факир, Круг,
Потеря, Милая Шура, Река Оккервиль и др.) и повесть Сюжет. В 1988 тринадцать из
них вышли отдельной книгой: На золотом крыльце сидели….
Советская
официальная критика отнеслась к прозе Толстой настороженно. Одни упрекали ее в
«густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтешь». Другие,
напротив, говорили, что прочли книгу взахлеб, но что все произведения написаны
по одной схеме, искусственно выстроены. В интеллектуальных читательских кругах
того времени Толстая пользовалась репутацией оригинального, независимого
писателя. Герои ее прозы в основном – простые «городские чудики» (старорежимные
старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), живущие и гибнущие
в жестокой и тупой мещанской среде.
В прозе Толстой, по мнению критиков,
прослеживается влияние Шкловского и Тынянова, с одной стороны, и Ремизова – с
другой. Она сталкивает слова из различных семантических слоев языка, как
правило, смотрит на своих героев «остраненно», разворачивает сюжет подобно
кинематографическим кадрам… Но если у Шкловского и Тынянова «избыточные» слова
использовались для того, чтобы дать предмету как можно более точное,
исчерпывающее определение, а Ремизова обращение к архаическим пластам языка
приближало к изначальному смыслу слова, то Толстая, используя разработанные ими
методы парадоксальных словосочетаний, демонстрирует то, что Вяч.Курицын назвал
«хищным цинизмом глазомера». Андрей Немзер так высказался о ее ранних рассказах:
«„Эстетизм" Толстой был важнее ее „морализма"». В 1990 уезжает преподавать
русскую литературу в США, где проводит по несколько месяцев в году почти все
последующее десятилетие. В 1991 ведет колонку «Своя колокольня» в еженедельнике
«Московские новости», входит в состав редколлегии журнала «Столица». Появляются
переводы ее рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и др.
языки. В 1997 отдельной книгой (Любишь – не любишь) в Москве переиздаются ее
рассказы, в 1998 – книга Сестры, написанная совместно с сестрой Натальей. В
2000–2001 выходит новый роман Толстой Кысь – о мутирующей после ядерного взрыва
России. Страна, согласно роману, полностью деградировала: язык почти утрачен,
мегаполисы превращены в убогие деревни, где люди живут по правилам игры в
«кошки-мышки». Роман пропитан сарказмом, характеры героев выстраиваются в
своеобразную галерею уродов, их сексуальность подчеркнуто груба и первобытна.
Русскоязычные критики отнеслись к новой Толстой по-разному. Борис Парамонов,
живущий в США, сравнивает ее литературную судьбу с судьбой Набокова и, вспоминая
слова последнего о том, что «ангелы большие и сильные», называет роман «ударом
крыла ангела». Российские критики к роману Толстой отнеслись не столь
восторженно, одновременно в той или иной степени признавая ее мастерство, о
котором Борис Акунин отозвался так: язык Толстой «вкусный», «пальчики оближешь».
В начале 2000-х переиздаются ее рассказы (Река Оккервиль, 2000, Ночь, 2001),
сборник Сестры, выходит в свет книга, включившая произведения Татьяны и Натальи
Толстых (День. Разное, 2001), сборник публицистики Татьяны Толстой День. Личное
(2001) и ее книга Изюм (2002). Публицистика Толстой вызывает противоречивые
отзывы. Тот же Борис Парамонов негодует из-за презрения автора к традиционным
ценностям американской культуры, российские критики, напротив, одобряют такую
позицию и порою утверждают, что эссе Толстой удачнее, чем ее проза. В 2001
Толстая получает приз XIV Московской международной книжной ярмарки в номинации
«Проза», в том же году – престижную премию «Триумф». С 2002 является соведущей
(вместе со сценаристкой Дуней Смирновой) телепередачи «Школа злословия».
Издания: На золотом крыльце сидели. Рассказы. М., «Советский писатель», 1987;
Любишь – не любишь. Рассказы. М., «Олма-Пресс», 1997; Река Оккервиль. Рассказы.
М., «Подкова», 2000; Кысь. Роман. «Подкова», 2000; «Иностранка», 2001; Ночь.
Рассказы. М., «Подкова», 2001; Личное. М., «Подкова», 2001.