НОСОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1925), русский писатель. Родился 15 января 1925 в
с.Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после
окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала
К.К.Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с
1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова Красное вино победы (1962). В
1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете
(цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).
Начал печататься в
1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т.п.).
С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) Радуга, в
1958 – первый сборник рассказов и повестей На рыбачьей тропе. Тонкое чувство
слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к
обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на лоне природы сразу
определили место Носова в ареале современной «деревенской прозы» как
художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И.С.Тургенева, И.А.Бунина и
Н.С.Лескова.
Как и другие видные писатели-«деревенщики» (В.П.Астафьев,
В.И.Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе
писателей СССР (1960–1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы
«Новый мир», «Наш современник» и др.), выпускал многочисленные сборники
рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной
аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966
(Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами,
1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы..., 1975;
Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле..., 1990, и др.).
В лучших
рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За
долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и
остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий
психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность
бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно
удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и
«неправильность» непосредственной крестьянской речи и афористичность народной
мудрости («...Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя
глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать... Когда ему на
пароходах кататься? Сто целковых платить за это – не-е!...» – И уплывают
пароходы, и остаются берега).
Печаль, ностальгия по светлому,
незамутненно-наивному, «детскому» восприятию мира пронизывает творчество Носова,
что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и
повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и
отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой
Отечественной войны. Посвященное этой теме вершинное произведение Носова –
повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях
трудовой и семейной деревенской идиллии – нескольких днях сенокоса в июне 1941,
накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и
для других «деревенщиков», проекции на патриархальную русскую общину и
православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает
неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата («Но
только ли на людях – на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися
грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое
клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими
скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус.
Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили...»). Грустная
тональность произведений Носова конца 1980 – 1990-х годов (фантастический
рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер
на ветру, Красное, желтое, зеленое...) связана с ощущением у писателя (имеющим,
однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску)
невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического
нарастания в «перестроечном» обществе (в т.ч. на селе) бытийной дисгармонии:
жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с
размышлениями о русской классической литературе (Жди назавтра ясного дня, 1992,
посвящено А.А.Фету). Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).