Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) - прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года
в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и
учительницы музыки.
Учился в гимназии, после революции
преобразованной в Единую трудовую школу.
Сотрудничал с Покровской
детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих
различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и
художником которого был Кассиль.
По окончании школы за активную
общественную работу Кассиль получил направление в вуз.
В 1923 году
поступает на математическое отделение физико-математического факультета
Московского университета, специализируясь на аэродинамическом цикле. К третьему
курсу начал всерьез думать о литературном труде. Через год написал свой первый
рассказ, который был напечатан в 1925 году в газете "Новости радио". Все
свободное время отдавал чтению русской классики.
В 1927 году был
привлечен Маяковским к работе в журнале "Новый ЛЕФ" (здесь были напечатаны
отрывки из первой книги "Кондуит"), в конце 1920-1930-х годов сотрудничал с
журналом "Пионер", выступал в газете "Известия" с очерками ("Ледовый комиссар" -
о "челюскинской" эпопее О. Ю. Шмидта, "Поднят потолок мира" - о полете
стратостата "СССР", "Искусство удивляться" - об успехах советской авиации, и
т.п.). Тогда же выходят в свет первые книги Кассиля для детей: научно-популярные
очерки "Вкусная фабрика" (1930), "Планетарий" (1931), "Лодка-вездеход" (1933) и
принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из
классиков детской отечественной литературы XX века автобиографические повести
"Кондуит" (1930) и "Швамбрания" (1933; в 1935 году объединены в одну книгу).
Изображая здесь события Первой мировой войны и Февральской и Октябрьской
революций 1917 года через призму восприятия детей из семьи среднего
интеллигентного (и в духе времени не чуждого симпатиям к антимонархическому
радикализму) круга, Кассиль с неиссякаемым остроумием показывает жизнь двух
маленьких еврейских мальчиков-братьев в семье и вне дома, ломку старой гимназии
и первые годы становления советской "единой трудовой" школы.
Цементирующим же началом этого повествования, ведущегося от первого
лица, является не столько сюжетная канва, сколько процесс прорыва детского
сознания из будней повседневности, скучно-"правильного" царства взрослых в
романтический мир выдуманного "Великого Государства Швамбранского", в описании
которого сказалась и свойственная возрасту страсть к путешествиям и
приключениям, и жажда справедливости, и определенный социальный опыт, в т.ч.
негативный.
Глубокое знание интересов, увлечений, вкусов, нравов,
языка и манер, всей системы ценностей современной ему молодежи, тяготения к
реальному бытописанию, а в нем - к изображению людей "экстремальных" профессий
(спортсменов, летчиков, художников, актеров и т.п.), определили тематику (и
стиль) произведений Кассиля, написанных для детей и юношества: романы "Вратарь
Республики" (1938), отразивший, в числе прочего, не охладевающую у писателя на
протяжении всей жизни страсть футбольного болельщика; "Ход белой королевы"
(1956), посвященный шахматному спорту; "Чаша гладиатора" (1960) - о жизни
циркового борца и судьбах русских людей, оказавшихся после 1917 года в
эмиграции; повести "Черемыш, брат героя" (1938), "Великое противостояние" (ч.
1-2, 1941-1947), передающей процесс духовного взросления "незаметной" девочки
Симы Крупицыной, благодаря мудрому человеку и выдающемуся режиссеру неожиданно
открывшей в себе талант не только и не столько актрисы, сколько незаурядной и
сильной личности; "Дорогие мои мальчишки" (1944) - о детях, в годы войны
заменивших в тылу отцов; "Улица младшего сына" (1949, совместно с М.
Поляновским; Государственная премия, 1951), рассказавшая о жизни и смерти юного
партизана Володи Дубинина; "Ранний восход" (1952) - также документальное
повествование, посвященное светлой и короткой жизни начинающего художника Коли
Дмитриева, трагически погибшего от рук религиозного фанатика в возрасте 15 лет;
"Будьте готовы, Ваше высочество!" (1964), посвященная жизни в интернациональном
и равноправном для всех советском пионерском лагере; "Так было" (1970, совместно
с М. Поляновским).
Кассиль оставил также рассказы, многие из которых
посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Кассилю по
собственному опыту военного корреспондента, и детям на фронте и в тылу (в т.ч.
"Рассказ об отсутствующем", "Линия связи", "Зеленая веточка", "Все вернется", "У
классной доски", "Отметки Риммы Лебедевой", "Держись, капитан!"),
публицистические книги, построенные как дружеский разговор с ребенком о насущном
и важном ("Твои защитники", 1942, - об армии и борьбе с фашизмом; "Про жизнь
совсем хорошую", 1959, - о строительстве прекрасного коммунистического "завтра"
в советской стране), книги о творчестве ("Дело вкуса", 1958), о близких ему
писателях ("Маяковский - сам", 1940; "Сергей Михалков", 1954) и о др. выдающихся
современниках ( К. Э. Циолковском, В. П. Чкалове, О. Ю. Шмидте - в книгах "Люди
нового века", "Человек, шагнувший к звездам", обе 1958), литературно-критические
очерки о А. Гайдаре, М. Ильине, А. Алтаеве и др., автобиографические заметки
("Вслух про себя"). Совместно с С. В. Михалковым издал не лишенную послевоенной
политической эйфории книгу путевых очерков "Европа - слева! По маякам пятнадцати
стран" (1947).
В 1965 году Кассиль был избран членом-корреспондентом
Академии педагогических наук СССР. Многие годы преподавал в Литературном
институте им. М. Горького.
Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.