ПАУСТОВСКИЙ, КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ (1892–1968), русский писатель. Родился 19
(31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам
Паустовского, «был неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно
менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве.
Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом
классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно
зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.
В автобиографическом
очерке Несколько отрывочных мыслей (1967) Паустовский писал: «Желание
необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить
двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и – тоска из-за невозможности
увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой
незрелой прозе». Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности,
оказал А.Грин.
Первый небольшой рассказ Паустовского На воде (1912),
написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе
«Огни».
По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском
университете, затем перевелся в Московский университет. Первая мировая война
заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае,
работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал
вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.
После гибели на фронте
двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова
начал скитальческую жизнь. В течение года работал на металлургических заводах в
Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 стал рыбаком в
артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый
роман Романтики (1916–1923, опубл. 1935). Этот роман, содержание и настроение
которого соответствовали его названию, был отмечен авторским поиском
лирико-прозаической формы. Паустовский стремился создать целостное сюжетное
повествование о том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности. Один из
героев романа, старый Оскар, всю жизнь противился тому, что его пытались
превратить из художника в добытчика. Основной мотив Романтиков – судьба
художника, который стремится преодолеть одиночество, – впоследствии встречался
во многих произведениях Паустовского.
Февральскую и октябрьскую
революции 1917 Паустовский встретил в Москве. После победы советской власти
начал работать журналистом и «жил напряженной жизнью газетных редакций». Но
вскоре писателя вновь «завертело»: он уехал в Киев, куда перебралась его мать,
пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский
оказался в Одессе, где попал в среду молодых писателей – И.Ильфа, И.Бабеля,
Э.Багрицкого, Г.Шенгели и др. Прожив два года в Одессе, уехал в Сухум, затем
перебрался в Батум, потом – в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского
в Армению и северную Персию.
В 1923 Паустовский вернулся в Москву и
начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но
и рассказы. В 1928 вышел первый сборник рассказов Паустовского Встречные
корабли. В том же году был написан роман Блистающие облака. В этом произведении
детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами,
связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. В год написания
романа писатель работал в газете водников «На вахте», с которой в то время
сотрудничали А.С.Новиков-Прибой, М.А.Булгаков (одноклассник Паустовского по 1-й
Киевской гимназии), В.Катаев и др.
В 1930-е годы Паустовский активно
работал как журналист газеты «Правда» и журналов «30 дней», «Наши достижения» и
др., побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах – по сути,
объездил всю страну. Многие впечатления этих поездок «по горячим следам»,
описанные в газетных очерках, воплотились в художественных произведениях. Так,
герой очерка 1930-х годов Подводные ветры стал прототипом главного героя повести
Кара-Бугаз (1932). История создания Кара-Бугаза подробно описана в книге очерков
и рассказов Паустовского Золотая роза (1955) – одном из самых известных
произведений русской литературы, посвященных осмыслению природы творчества. В
Кара-Бугазе Паустовскому удалось рассказать о разработке залежей глауберовой
соли в заливе Каспия так же поэтично, как о странствиях юноши-романтика в своих
первых произведениях.
Преображению действительности, созданию
рукотворных субтропиков посвящена повесть Колхида (1934). Прототипом одного из
героев Колхиды стал великий грузинский художник-примитивист Н.Пиросмани.
После выхода в свет Кара-Бугаза Паустовский оставил службу и стал
профессиональным писателем. По-прежнему много ездил, жил на Кольском полуострове
и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в
Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других
местах. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский
подолгу жил один или с друзьями-писателями – А.Гайдаром, Р.Фраерманом и др. О
любимой им Мещере Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное
счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле,
сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда.
Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей. Я
упомяну только главные: Мещерская сторона, Исаак Левитан, Повесть о лесах, цикл
рассказов Летние дни, Старый челн, Ночь в октябре, Телеграмма, Дождливый
рассвет, Кордон 273, Во глубине России, Наедине с осенью, Ильинский омут» (речь
идет о рассказах, написанных в 1930–1960-е годы). Среднерусская глубинка стала
для Паустовского местом своеобразной «эмиграции», творческим – а возможно, и
физическим – спасением в период сталинских репрессий. В годы Великой
Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал
рассказы, среди них Снег (1943) и Дождливый рассвет (1945), которые критики
назвали нежнейшими лирическими акварелями. В 1950-е годы Паустовский жил в
Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных
сборников демократического направления Литературная Москва (1956) и Тарусские
страницы (1961). В годы «оттепели» активно выступал за литературную и
политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей – Бабеля, Ю.Олеши,
Булгакова, Грина, Н.Заболоцкого и др. В 1945–1963 Паустовский писал свое главное
произведение – автобиографическую Повесть о жизни, состоящую из шести книг:
Далекие годы (1946), Беспокойная юность (1954), Начало неведомого века (1956),
Время больших ожиданий (1958), Бросок на юг (1959–1960), Книга скитаний (1963).
В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Паустовский
получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии,
Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах; в 1965 долго
жил на о.Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых
очерков 1950–1960-х годов Итальянские встречи, Мимолетный Париж, Огни Ла-Манша и
др. Творчество Паустовского оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих
к так называемой «школе лирической прозы», – Ю.Казакова, С.Антонова,
В.Солоухина, В.Конецкого и др. Умер Паустовский в Москве 14 июля 1968.