Олби Эдвард
ОЛБИ, ЭДВАРД (Albee, Edward) (р. 1928), американский
драматург, представитель 'театра абсурда'. Немотивированные столкновения
персонажей и натуралистичные сценические эффекты передают в пьесах Олби
бессмысленность современной жизни. В них заметно влияние Э.Ионеско, и Олби
охотно признает, что многим обязан французскому драматургу. За пьесу
"Неустойчивое равновесие" (A Delicate Balance, 1966) получил ежегодную премию
'Тони' и Пулитцеровскую премию (1967); в 1975 получил Пулитцеровскую премию за
"Морской пейзаж" (Seascape, 1975), в 1994 - за пьесу "Три высокие женщины"
(Three Tall Women, 1994), которая удостоилась также ряда наград, присуждаемых
критиками-театроведами.
Родился 12 марта 1928 в Вашингтоне и спустя
две недели был усыновлен Ридом и Фрэнсис Олби. Окончил школу 'Чоат' и немногим
более года посещал Тринити-колледж в Хартфорде (шт. Коннектикут). Затем
обосновался в Нью-Йорке, перебиваясь случайными заработками, пробовал себя в
поэзии и прозе. Как драматург дебютировал в 1959, позднее выступал в поддержку
перспективных драматургов через объединение 'Олби-Барр-Уайлдер'.
Творчество Олби говорит об одиночестве людей и их неспособности к
взаимопониманию. В остроумных, живых диалогах писатель изображает человеческое
общение как борьбу за самоутверждение. Наиболее ярко она воплощена в пьесе "Кто
боится Вирджинии Вулф?" (Who's Afraid of Virginia Woolfe?, 1962, премия 'Тони'),
где университетский профессор и его озлобленная жена на протяжении всего
действия словесно распинают друг друга и двух несчастных гостей. Многообразие
творческой манеры Олби выявляют такие разные пьесы, как метафизическая аллегория
"Крошка Алиса" (Tiny Alice, 1964), отвечающая требованиям сюжетной драмы, и
"Ящик и цитаты из председателя Мао" (Box - Mao - Box, 1968), где речь персонажей
на сцене и бесплотные закулисные голоса скорее переплетаются, как музыкальные
темы в контрапункте, нежели выстраиваются в сколько-нибудь связный диалог.
Ранние одноактные пьесы Олби, в отличие от более поздних трехактных,
были сначала поставлены в Европе, где их высоко оценили, и уже потом в США.
Кроме перечисленных, Олби написал также пьесы "Что случилось в зоопарке" (The
Zoo Story, 1959), "Смерть Бесси Смит" (The Death of Bessie Smith, 1960), "Фэм и
Йем" (Fam and Yam, 1960), "Американская мечта" (The American Dream, 1961), "Дама
из Дюбука" (The Lady from Dubuque, 1977) и "Человек с тремя руками" (The Man
With Three Arms, 1983). Ему принадлежат инсценировки "Баллада о невеселом
кабачке" (The Ballad of the Sad Cafe, 1963) по повести Карсон Мак-Калерс,
"Малькольм" (Malkolm) по роману Дж.Парди, "Завтрак у Тиффани" (Breakfast at
Tiffany's, 1966) по повести Т.Капоте, переработка пьесы Дж.Купера "Все в саду"
(Everything in the Garden, 1967) и "Лолита" (Lolita, 1979) по роману
В.В.Набокова. Последнее произведение Олби "Пьеса про младенца" (The Play About
the Baby, 2000) было поставлено в Нью-Йорке в 2001.
В 1996 Олби
получил награду Центра Кеннеди за плодотворно прожитую жизнь, в 1997 президент
Б.Клинтон вручил ему Национальную медаль за достижения в области искусства.